USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Ждём научных прорывов

Инна ВОЛОШИНА

Господдержка позволит ученым создать задел для фундаментальных исследований

Нынешний год объявлен в России Годом науки и технологий.

О том, какие отрасли научных исследований сегодня являются наиболее перспективными, о государственной поддержке науки, создании научной инфраструктуры на территории региона и о многом другом рассказывает министр науки и инновационной политики Новосибирской области Алексей Васильев.

Напомним, что в самом конце минувшего года Правительство Российской Федерации сделало ученым прекрасный подарок — утвердило программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. Основная задача новой программы, которую предстоит осуществить отраслевому сообществу, — создание эффективной системы управления научными исследованиями для повышения их значимости и востребованности в экономике.

Стоит отметить, что программа, о которой идет речь, ориентирована на развитие всех направлений фундаментального научного знания. Она будет финансироваться в том числе по линии госпрограмм «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие здравоохранения». Общий объем затрат до 2030 года составит более 2,1 триллиона рублей.

В приоритете — биология и медицина

— Особенностью научной экосистемы новосибирского Академгородка как раз является ее мультидисциплинарность. В то время в стране было создано немало подобных научных городков, но только у нас академику Лаврентьеву удалось создать центр, в котором проводились все виды научных исследований, — отмечает Алексей Васильев. — Причем они были представлены не номинально, а в виде мощных научных школ, которые не только проводили фундаментальные исследования, но и занимались прикладными разработками, как тогда, так и сейчас. Поэтому сегодня очень сложно выделить какие-то отдельные, наиболее перспективные направления фундаментальных научных исследований.

По словам главы регионального миннауки, сегодня потребность в новых разработках есть в самых разных отраслях, и имеющийся у нас научный потенциал необходимо максимально использовать. Но, учитывая тренды прошедшего года, когда весь мир подвергся нашествию коронавируса, исследования в области биологии и медицины, как фундаментальные, так и прикладные, сегодня, пожалуй, выходят на первый план. Во всяком случае, это один из приоритетов.

Другое, не менее важное направление, которое сегодня развивает весь мир, — телекоммуникации и связь.

— Технология мобильной связи пятого поколения, конечно, является разработкой коммерческих компаний. Но хочу отметить, что они, безусловно, использовали задел, созданный научными академическими институтами и инновационными компаниями, — комментирует Алексей Васильев. — В то же время не подлежит сомнению, что IT-отрасль сегодня является наиболее развитой в нашем регионе. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на площадке новосибирского Академпарка сегодня работают мощные федеральные компании — производители софта. При этом хочу еще раз подчеркнуть, что практически все сегодняшние технологии произведены на основе созданного ранее научного задела. Теперь нам предстоит создать новый задел, по крайней мере на ближайшее десятилетие.

Новые задачи и вызовы

А для этого, с точки зрения Алексея Васильева, необходимо развивать научную инфраструктуру и создать для науки режим наибольшего благоприятствования. Иными словами, обеспечить формирование комплексной системы, которая необходима для динамичного развития исследовательских учреждений.

04-06-02.jpg

— Наше министерство как раз этим и занимается. Конечно, сказать, что все задачи решены, было бы неправильно. Мы имеем дело с динамической системой, которая все время меняется, формируя новые задачи и новые вызовы, — подчеркивает министр. — Все годы, что существует министерство, мы совершенствуем имеющиеся у нас институты развития, настраиваем существующие меры поддержки под изменения, происходящие в российском законодательстве, при этом обращая самое пристальное внимание на запросы научного сообщества. Несколько месяцев назад у нас в регионе побывали наши коллеги из Центра стратегических разработок, которые провели масштабное исследование, направленное на выяснение состояния инновационного климата в регионе. Они помогли нам определить ряд проблем, которые необходимо решать в первую очередь.

Коллективный потенциал огромен

Не менее важным направлением деятельности руководитель регионального министерства науки и инновационной политики считает возрождение площадок для всестороннего общения представителей научного сообщества, причем из самых разных дисциплин. Как известно, в прошлом году из-за пандемии COVID-19 проведение форумов, симпозиумов и других мероприятий было приостановлено. Какие-то из них организовали в режиме онлайн, какие-то и вовсе отменили. Между тем, по мнению Алексея Васильева, ценность подобных встреч состоит хотя бы в том, что можно мгновенно получить обратную связь по самым разным вопросам.

— Если вернуться к истории Академгородка, то хочу сказать, что во времена академика Лаврентьева такие площадки для междисциплинарного общения ученых самых разных направлений были и приносили несомненную пользу, так как на стыке различных дисциплин как раз и рождаются самые прорывные научные открытия. Коллективный потенциал научного сообщества огромен, поэтому мы постараемся обязательно возродить подобную практику. Мы все надеемся, что в нынешнем году ограничения будут сняты, — говорит Алексей Васильев.

Циклолет и суперкомпьютер

Действительно, междисциплинарное общение ученых порой дает поразительные результаты. Как пример можно привести разработку Института теплофизики СО РАН. Речь идет о летательном аппарате нового типа, который назвали циклолетом. Его движители представляют собой цилиндрические роторы, чем-то напоминающие гребные колеса старых пароходов. Циклолет имеет ряд преимуществ: он летает тихо, практически бесшумно, может эффективно маневрировать и садиться на наклонную плоскость. Пока что ученые изготовили беспилотник весом 60 килограммов, которым уже заинтересовались военные и службы безопасности. В ближайшей перспективе — создание летательного аппарата, способного поднимать 400–600 килограммов груза или 4–6 человек. Такие машины можно было бы использовать, например, в работе службы скорой помощи или при тушении пожаров в высотных зданиях. Как известно, пожарные лестницы имеют ограниченную длину, а вертолет в силу конструктивных особенностей приближаться к горящему небоскребу не может. А еще циклолеты могут стать городскими такси, как в известном фантастическом фильме «Пятый элемент».

— Как я уже говорил, для динамичного развития науки необходимо развивать научную инфраструктуру. Многое для этого делается, и ряд проектов уже воплотился в жизнь. В прошлом году возникла идея создать на базе новосибирского Академгородка новый суперкомпьютерный центр. Это очень перспективный и востребованный у многих научных организаций проект, сегодня он необходим не меньше, чем Сибирский кольцевой источник фотонов. Центр, о котором идет речь, мог бы не только помогать в проведении фундаментальных научных исследований, но и решать задачи государственных корпораций, таких как «Ростех» и «Росатом». Компетенции академических институтов СО РАН вполне позволяют это, но отсутствие современных вычислительных мощностей тормозит данный процесс, — резюмирует Алексей Васильев.

КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий МАРКОВИЧ, главный ученый секретарь СО РАН, директор Института теплофизики им. С. С.  Кутателадзе СО РАН:
— Наука не только берет деньги, но и дает их. Сегодня у нас сложилась ситуация, когда НГУ очень плотно интегрирован с академическими институтами СО РАН, да и другие новосибирские вузы все активнее включаются в этот процесс. При этом есть большой запрос на проведение исследований, результаты которых могут быть внедрены в краткосрочной перспективе. Заказчики таких исследований есть как в нашей стране, так и за рубежом. Как пример могу привести такие отрасли, как энергетическое машиностроение и авиационное двигателестроение.
К сожалению, в разные моменты истории нашей страны те или иные научно-прикладные направления были задвинуты на задний план, в то время как весь остальной мир развивал их. Возьмем энергетическую отрасль. Здесь мы пошли по традиционному пути сжигания углеводородного топлива. Работает паровая турбина, КПД которой составляет чуть больше 30 процентов.
А если перейти к парогазовым установкам, то КПД сразу возрастает до 60 процентов. Сегодня выдержать конкуренцию с ведущими мировыми производителями газовых турбин очень сложно, но тем не менее мы развиваем это направление, понимая его перспективы.