USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Встречное движение

Светлана ФРОЛОВА

Парадокс: в этом году культура ушла в онлайн, но стала ближе к зрителю

Несмотря на то что 2020 год прошел под знаком пандемии, он был богат на самые яркие события. Теперь можно однозначно сказать: деятели культуры Новосибирской области с блеском выйдут и не из таких сложных ситуаций.

Крайне непростая эпидемиологическая ситуация в стране и мире поставила перед учреждениями культуры Новосибирска и области серьезный вопрос: как не потерять зрителя, если он каждый раз рискует своим здоровьем, посещая массовое мероприятие?

Елка онлайн и трансляция искусства

Под конец года стало совершенно очевидно, что даже традиционную губернаторскую елку в обычном формате проводить сейчас просто нельзя. Однако выход, как известно, есть всегда. И в этом году это выход в Интернет.

Как отметил на прошлой неделе заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов, правительство и минкульт региона на протяжении десяти лет организуют губернаторскую новогоднюю елку, которая продолжает традицию общероссийского детского праздника в Государственном Кремлевском дворце.

— Этот год особенный — сейчас отменены все интерактивные мероприятия с детьми, поэтому и губернаторская новогодняя елка, как и кремлевская, в этом году пройдет в формате телевизионной программы. Это делается ради безопасности и здоровья как детей, так и их родителей, бабушек и дедушек, — сказал Евгений Сазонов. — В онлайн-формате есть свои преимущества. Раньше губернаторскую елку могли увидеть 1 700 детей, а сейчас, благодаря трансляции, как минимум вдвое больше юных зрителей.

053-34-03.jpg

И положительные примеры из практики уже есть. Онлайн-версия явно пошла на пользу «Ночи музеев», в которой в этом году, по приблизительным подсчетам, дистанционно участвовали около 100 тысяч новосибирцев и не только. Многие театры попробовали новый для себя формат — трансляции. Особенно преуспел в этом, без сомнения, самый технически продвинутый театр Новосибирской области — «Старый дом», а некоторые его спектакли можно было посмотреть в записи. Конечно, эффект присутствия для театра очень важен, но зритель в любом случае скажет спасибо за то, что не остался на время пандемии в полной изоляции от искусства.

Юбилеи «с продолжением» и маски

К сожалению, празднование столетия «Красного факела», которое переносили уже неоднократно, снова пришлось частично отложить. Впрочем, зрителю это опять же только на руку: чем дольше длится праздник, тем лучше. В этом году провели — с учетом всех необходимых мер безопасности — выставки, посвященные юбилею. В «Победе» новосибирцы смогли увидеть видеоверсии любимых спектаклей, под конец года коллектив отпраздновал юбилей «в узком кругу». А вот премьеру документального спектакля «Мой Красный факел» пришлось отложить — его зрители увидят, если все сложится хорошо, в апреле. Зато в этом году театр получил еще одну «Золотую маску» в свою коллекцию — она досталась Андрею Черных за роль второго плана в спектакле «Дети солнца».

Новосибирский государственный краеведческий музей также отметил в 2020 году свое 100-летие.

Кроме того, есть надежда, что скоро получит постоянную прописку театр, который ждет новоселья уже очень давно: летом началась реконструкция здания кинотеатра «Пионер», переданного Новосибирскому городскому драматическому театру под руководством Сергея Афанасьева. 29 сентября министерство культуры Новосибирской области получило подтверждение, что средства из федерального бюджета на это выделены.

Седьмой Транссибирский арт-фестиваль войдет в историю как самый необычный: вместо традиционных трех-четырех недель он растянулся до декабря и был разделен на два этапа, а часть концертов состоялась в онлайн-формате.

— В непростых условиях мы сделали невозможное. 17 концертов прошли в Новосибирске, в том числе в Академгородке, а также в Краснообске, Бердске и Искитиме. В них приняли участие пять оркестров, 33 солиста, девять дирижеров. По большому счету мы провели два полноценных фестиваля в разное время года, — отметил директор фестиваля Олег Белый.

053-34-02.jpg

Также в 2020 году в регионе появилось много новых модельных библиотек. А вишенкой на торте года стало открытие в столице Сибири нового культурного пространства — «Дома да Винчи» в Новосибирской областной научной библиотеке. И конечно, нельзя не упомянуть прошедший в декабре впервые фестиваль «Царица песня». Масштабное двухнедельное событие состоялось в том числе благодаря строгому соблюдению эпидемиологических требований — в зале применялась исключительно шахматная рассадка, а зрители допускались только в масках.

КОММЕНТАРИИ
Андрей ТРАВНИКОВ, губернатор Новосибирской области:
— Новосибирск называют не только научной, но и культурной столицей Сибири. Но сильные школы искусств у нас есть и в районных центрах, в муниципалитетах. Мы стараемся их поддерживать и развивать. Пока не будем загадывать, как будем работать в 2021 году. Как говорится, надейся на лучшее, а готовься к разному развитию событий. Но останавливать развитие точно не собираемся. Все программы, все основные объекты, которые уже запущены, будем продолжать. Все необходимые ресурсы для самого активного участия Новосибирской области в национальных проектах, в том числе в нацпроекте «Культура», мы в свой бюджет закладываем.

Александр ШПИКЕЛЬМАН, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Я глубоко убежден: творческие коллективы, особенно в глубинке, необходимо всячески поддерживать, тем более что наша земля полна талантами. В нынешнем году, например, ансамбль русской песни «Раздолье» из Колывани узнали в Москве — он выступил в передаче «Поле чудес» на Первом канале. Мы с моими коллегами-депутатами регулярно помогаем коллективам с приобретением костюмов, выездом на гастроли. Чаще всего помощь оказываем из собственных средств, ведь потребность в костюмах и поездках возникает внезапно, требует незамедлительной реакции. На нашем избирательном округе очень много талантливых коллективов, выступления которых нельзя смотреть и слушать без улыбки, без сопереживания, которым хочется помогать. Многим из этих коллективов пора присвоить звания народных. Хочу заверить всех, что, какая бы пандемия нам ни угрожала, в культуре кризиса нет и не будет.

Вадим РЕПИН, художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля:
— Артисты, несмотря на преграды и запреты передвижения между городами и странами, все же не испугались, прошли сквозь настоящие тернии, чтобы попасть в Новосибирск. Нас коснулась глобальная катастрофа, но жизнь на сцене есть, жизнь продолжается. Конечно, логистически и психологически для всех это большая нагрузка. Но публика и артисты не могут существовать друг без друга, и это обоюдное желание встречи побеждает даже те порой ужасные трудности, с которыми сегодня приходится сталкиваться.

Игорь ГРИШУНИН, председатель комитета Заксобрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости:
— Жителям отдаленных районов, как никому другому, не хватает культурно-массовых мероприятий. В этом году гастрольная деятельность в районах области особенно важна. В условиях пандемии, когда люди, соблюдая меры безопасности, стараются не посещать общественные места, концерты, театральные постановки для них словно глоток свежего воздуха. Это возможность, не покидая родную деревню, отвлечься от бытовых забот и насладиться творчеством профессиональных артистов. Уверен, что полезны такие встречи и для коллективов сельских домов культуры. Это обмен опытом, идеями, возможность планирования совместной деятельности.