Авангард для всех и каждого
До Новосибирска добралась выставка уже не запрещенного формалиста
У нас появилась возможность восхититься творчеством авангардистов: выставка работ из фондов Государственного Русского музея открылась в Новосибирске в рамках нацпроекта «Культура».
Выставка «Павел Филонов и его ученики» в 2019 году работала в Казани. И вот, под самый конец трудного 2020 года, она добрались и до сибирского мегаполиса.
Второе пришествие
Экспозиция открылась в Новосибирском государственном художественном музее 9 декабря и продлится до 21 февраля. В церемонии открытия участвовал заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов.
— Когда человек увидит афишу сегодняшнего мероприятия, он прочитает на ней имя художника, пусть даже оно ему ни о чем не говорит, и приписку — «и его ученики». То есть это не просто художник, который, безусловно, обладает своим самобытным талантом, не просто имя, которое осталось в истории, но и человек, который создал свой мир и посмотрел по-другому на уже привычные вещи. Есть много талантливых художников, но не многие из них могут похвастаться тем, что создали свой мир, — сказал замминистра. — Я желаю вам получить наслаждение от просмотра сегодняшней выставки. Расскажите обязательно о ней своим друзьям.
Григорий Милогулов отметил, что подавляющее большинство гостей мероприятия — в масках.
— Это значит, что мы сегодня друг о друге заботимся, — прокомментировал он.
По словам старшего научного сотрудника Государственного Русского музея, одного из авторов «Энциклопедии русского авангарда» Людмилы Вострецовой, в экспозиции представлены практически все этапы творчества Павла Филонова, начиная с его самых ранних работ.
— Филонов — художник сложный, до сих пор до конца не прочитан и не открыт. И каждая картина требует активной соработы зрителя — зритель должен буквально включиться в процесс создания картины, — рассказала искусствовед.
Она напомнила, что для Новосибирска это «второе пришествие» Филонова: 18 августа 1967 года в картинной галерее Сибирского отделения АН СССР открылась первая послевоенная персональная выставка его работ.
Создать свой мир
По словам организаторов, Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по концепции и живописной философии, которая была им предложена. Представленные новосибирцам работы мастера позволяют проследить, как развивалась его идея аналитического искусства.
В экспозицию вошли 18 живописных и 41 графическая работа художника. Второй ее раздел, 48 работ, знакомит с творчеством самых преданных учеников и последователей Филонова — членов художественного объединения «Мастера аналитического искусства». Среди них Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Всеволод Сулимо-Самуйло, Павел Кондратьев и другие.
Павел Филонов был убежден, что искусство принадлежит народу, поэтому не соглашался продавать свои произведения западным коллекционерам и галереям. В 80-е годы из Русского музея были похищены восемь его рисунков, которые позже «нашлись» в парижском Центре Помпиду. История этой кражи вдохновила сценаристов телесериала «Бандитский Петербург». Один из тех рисунков — «Пропагандист» — можно увидеть на выставке в Новосибирске.
— Выставка непроста для восприятия — по цвету, по форме, по расшифровке тайного послания, которое Павел Николаевич Филонов дает в каждой своей работе. Но мы уверены, что экспозиция в художественном музее найдет своего зрителя и для многих новосибирцев станет настоящим открытием, — сказал куратор выставки Сергей Тиханов.
СПРАВКА
Павел Филонов — русский авангардист, основатель и теоретик аналитического метода в искусстве. Поскольку главным направлением искусства в 1932 году был объявлен соцреализм, Филонов и его ученики были названы формалистами и подвергнуты жестокой травле. Сам художник умер от истощения в блокадном Ленинграде.
Из аннотации к выставке: «Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, художник противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. «Формула весны» — одна из самых известных работ Павла Филонова, беспредметная картина, но непрерывное движение цветных частиц создает ощущение взволнованного, бурного кипения просыпающейся природы. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому».