USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Время «ковидных аншлагов»

Светлана ФРОЛОВА
Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией
Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

Генеральный директор Новосибирской филармонии об итогах года

Пять с половиной месяцев концертная организация не работала из-за пандемии и встретилась со зрителями только этой осенью.

О том, что изменилось в жизни артистов за первые месяцы работы после вынужденной изоляции, какие идеи планируется воплотить в жизнь в будущем году и при чем тут зритель, рассказывает генеральный директор Новосибирской филармонии Александр Бочарников.

Публика пошла

По словам Александра Бочарникова, филармония после выхода из локдауна очень изменилась. Особенно если сравнивать с тем, как организация функционировала до пандемии.

051-16-04.jpg

Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

— Можно говорить о множестве факторов, которые повлияли на ситуацию, — поясняет генеральный директор. — Но главная причина объективно в том, что люди стали бояться общественных мест из-за страха заболеть. А когда началась вторая волна, зритель перестал ходить вовсе. Конечно, сегодня психологический барьер у многих преодолен. Если говорить о декабре, зрителей стало больше. И я говорю не о каких-то значимых концертах или известных фестивалях. С 15 ноября было принято решение губернатора о пятидесятипроцентной загрузке зала. Несмотря на это, если судить по последним концертам, посещаемость ощутимо выросла. Вчера у нас был «ковидный аншлаг». И вы не смейтесь, в Москве действительно недавно появился такой термин. В столице уже есть понятие «ковидная аншлаговая стоимость», «ковидная загрузка зала» и, конечно, «ковидный аншлаг». Вот вчера он на программе «Queen» ансамбля Павла Шаромова и был — мы продали пятьдесят процентов зала, буквально под завязку.

Еще одно изменение в работе филармонических организаций: сейчас публика начинает активно покупать билеты лишь за пять дней до концерта, а до пандемии в кассу начинали приходить за три недели.

051-16-02.jpg

Белый фестиваль, «Сати-видения», Дмитрий Илларионов (гитара) и Николай Сивчук (баян), Иван Бессонов (фортепиано). Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

— И это касается не только новосибирских коллективов, которые у нас известны и любимы, но и гастролирующих артистов, с которыми сложнее. Похоже, публика не до конца уверена, что человек все же приедет, — отмечает Александр Бочарников. — Например, недавно мы объявили, что на фестивале выступит один из друзей Вадима Репина — известный пианист Николай Луганский. Когда он прилетел, мы его показали по телевизору, что он уже в городе. В итоге был «ковидный аншлаг». Публика поняла, что человек уже на месте и концерт совершенно точно будет.

Зрителя не обманешь

Самый главный вывод, который можно сделать из ситуации с пандемией, — публика сама определила тот срез мероприятий, которые нужны или не нужны филармонии на перспективу.

— Например, во время этого сезона мы отказались от части абонементов, — сообщил генеральный директор. — Просто потому, что публика сказала, что ей это сейчас не нужно. Нам дешевле вернуть все деньги за некоторые абонементы, извиниться перед зрителями или пригласить их на другие концерты, чем думать о том, придет ли кто-то к нам или нет и сколько мы в итоге потерпим убытков. Это еще и очень показательная история для наших внутренних планирований — стоит ли в будущем собирать тот или иной абонемент в том формате, в котором он был придуман.

051-16-03.jpg

Белый фестиваль, «Сати-видения», Дмитрий Илларионов (гитара) и Николай Сивчук (баян), Иван Бессонов (фортепиано). Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

Жизнь, в том числе в искусстве, изменилась. Пандемия обнажила проблемы экономического характера.

— И творческие люди это тоже стали понимать, — отмечает Александр Бочарников. — Впрочем, и до ковида было ясно, что к потребностям и пожеланиям зрителей нужно относиться внимательнее. Конечно, искусство бывает и коммерческим, и некоммерческим, и филармония тоже занимается музыкой самых разных жанров. Но, как оказалось, все равно бывают программы проходные и совсем не проходные. Народ не обманешь, нужно искать выигрышные форматы для каждой конкретной аудитории. «Зачем?» и «Для кого?» — эти вопросы должен задавать себе в первую очередь человек, который выходит на сцену.

Планы и планки

Как рассказал Александр Бочарников, начиная с 12 сентября самыми успешными можно считать мероприятия Транссибирского арт-фестиваля, из-за пандемии перенесенные на осень. А прямо сейчас в филармонии идет Белый фестиваль, программы которого значительно отличаются от того, что традиционно привыкли видеть в филармонии.

— Не все считают, что клубный формат подходит для филармонической сцены, — признается генеральный директор. — Но выступление, например, Теоны Контридзе не только дало хорошие сборы, но и приятно удивило публику. Конечно, мы не собрали полный зал — сейчас это вообще невозможно, но это было событием, был успех. А тем, кто кидал в нас камни по поводу «клубного формата», хочу сказать, что Теона 31 декабря выступает уже в концертном зале «Зарядье» — это сегодня самая популярная академическая площадка страны. Программы Белого фестиваля, которые проходят в эти дни, держат высокую планку. Новосибирский симфонический оркестр — это практически бренд Новосибирской области. Первый абонемент симфонического оркестра продан полностью. Очень хорошо идут и на эстрадный оркестр, и на другие коллективы. И хотя наша публика максимально сегментирована, те проекты, которые были популярны раньше, востребованы и сегодня.

051-16-05.jpg

Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

Что касается планов на следующий год, сейчас говорить об этом сложно.

— Во-первых, мы ничего не знаем о планах наших зарубежных коллег, афиша которых уже расписана на 2022 год, а о сезоне 2021 года, кажется, никто и не думает, — говорит Александр Бочарников. — Однако Транссибирский фестиваль все же пройдет с 22 марта по 15 апреля. Мы обязательно проведем большие знаковые фестивали — Рождественский, Credo Horus, собираемся снова организовать Сибирские валторновые дни. Будем развивать арт-пространство, которое недавно открылось в Доме Ленина, планируем серьезные выставочные проекты.

Если обычно филармония начинает продажу абонементов на следующий сезон с февраля, то в будущем году — приблизительно с середины марта. Если же говорить о детских программах, то сейчас большинство из них приостановлены.

— Мы не показываем детские программы, которых у нас очень много, начиная от программ для грудничков и мам до подростковых, в том числе рассчитанных на посещение классами, — комментирует Александр Бочарников. — Но новогодние представления для детей — «Новогодние приключения Маши и Вити», «Доктор Айболит», «Щелкунчик» — состоятся, пусть и без интерактива возле елки. Детские форматы возобновятся, когда схлынет пандемия. Некоторые вернутся уже в обновленном виде.

За время пандемии в филармонии появились и онлайн-проекты. Правда, не всем зрителям они оказались по душе, филармоническую музыку все же хочется слышать вживую.

— Ясно одно: несмотря на все трудности, которые на нас свалились, наши исполнители не унывают, хотят работать и ждут своего зрителя, — резюмирует Александр Бочарников. — Филармония дала в октябре 59 концертов, в ноябре — 56. И те, кто приходит, — это проверенная временем публика, ей уже ничего не страшно! Ведь человек идет в филармонию в первую очередь за эмоциями, ощущениями. А когда впечатления от концерта совпадают у исполнителя и у зрителя — это самое лучшее, что может быть. Ради таких моментов мы и работаем.

Досье
Александр Сергеевич БОЧАРНИКОВ
Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель-технолог», затем — Высшую школу культурной политики в гуманитарной сфере МГУ имени М. В. Ломоносова. Начинал свою деятельность с должности главного администратора Русского академического оркестра ГТРК «Новосибирск». Затем работал главным администратором и заместителем директора по развитию Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Входил в исполнительную дирекцию Международного Рождественского фестиваля искусств. В 2006 году продолжил деятельность в Московском академическом театре сатиры в должности главного администратора, впоследствии — заместителя директора по работе со зрителями. Имеет благодарность министра культуры России, награжден почетной грамотой Новосибирской области. Вступил в должность генерального директора Новосибирской государственной филармонии 17 августа 2020 года.