USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Торговля как элемент культурного обмена

Светлана ФРОЛОВА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Товарооборот социальных ярмарок региона с начала года составил около 800 миллионов рублей

В Новосибирской области продолжают проводиться сезонные и постоянные оптово-розничные ярмарки.

О том, каков товарооборот в период коронавирусной пандемии, на пресс-конференции рассказал министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров.

Как известно, торговля в формировании валового регионального продукта Новосибирской области занимает значительное место — более 16 процентов. По словам главы минпромторга, правительство региона уделяет большое внимание ярмарочной деятельности, ведь это способствует продуктивному развитию сразу нескольких направлений.

Новосибирск — лучший в России

— Мы все привыкли к тому, что Новосибирск — это не только логистический, культурный, научный, промышленный, но и, безусловно, торговый центр, — сказал Андрей Гончаров. — В прошлом году по итогам конкурса, который проводит Минпромторг Российской Федерации, Новосибирск был признан лучшим торговым городом страны. На это есть все основания. И существование многоформатной торговли в Новосибирской области — лишнее тому подтверждение. То есть, по сути, мы на территории области видим все форматы и основные тренды, которые присутствуют в торговле на территории страны, да и вообще в мировом масштабе, — начиная от нестационарной торговли и заканчивая крупноформатной и крупными логистическими центрами. В Новосибирской области все это есть, развивается. И региональное правительство делает максимум, чтобы мы не теряли ни один из форматов, чтобы их присутствие создавало определенные возможности не только для самих продавцов и торговли, но и, безусловно, для покупателя, то есть для тех людей, для которых все это делается и производится.

По данным главы регионального минпромторга, в Новосибирской области сейчас действует 34 тысячи объектов потребительского рынка, 89 процентов от этого числа — в сегменте розничной торговли.

— Розничные сети формируют 42 процента оборота розничной торговли Новосибирской области, — уточнил министр. — Мы понимаем, что сетевой формат на территории субъекта развит. По сути, мы видим, что практически все крупные федеральные игроки в регионе присутствуют. Кроме этого, безусловно, есть еще и сети зарубежные. И возможности для развития у сетевого ретейла, безусловно, имеются. У нас несколько крупных федеральных игроков построили собственные распределительные центры. Новосибирск им интересен — не только как центр Сибири, но и даже в масштабах всей страны. Близость импортных потоков тоже имеет значение — Средняя Азия, Китай, со своей стороны, создают определенные условия для развития торгового взаимодействия.

Стимулировать и поддерживать

Андрей Гончаров отметил, что, конечно, на ярмарках представлен не основной объем розничной торговли. В течение последних десятилетий происходит явный крен в сетевой ретейл — в ущерб торговле рыночной и ярмарочной.

— Новосибирская область не то чтобы не сопротивляется этому процессу, мы понимаем, что торговля у нас в субъекте многоформатная, причем ярмарочный формат — составная ее часть, — сказал министр. — Ярмарки мы, безусловно, поддерживаем и будем поддерживать, потому что на этот вид торговли есть спрос. И он будет существовать всегда, вне зависимости от появления каких-то новых трендов. Ведь ярмарки — это еще и элемент культурного обмена. К тому же такой базовый документ, как Стратегия развития торговли Российской Федерации до 2025 года, недвусмысленно говорит, что этот формат действительно важен, нужен и всеми мерами необходимо его стимулировать, поддерживать и создавать для его развития все условия.

По словам Андрея Гончарова, усиление конкуренции, сбалансированность внутреннего рынка, развитие торговой инфраструктуры, расширение возможностей местных товаропроизводителей реализовывать свою продукцию, повышение узнаваемости и продвижение региональных брендов — все это во многом зависит от ярмарок, проводимых в Новосибирской области.

— Именно благодаря ярмарочной торговле потребитель начинает узнавать те товары, которые через какое-то время, при определенном вложении средств и рекламной раскрутке, позволяют предприятию выходить уже на другие объемы и масштабы, расширять свой бизнес, — считает руководитель профильного министерства. — В результате этого многие предприниматели, которые уже добились значительных успехов и очень комфортно себя чувствуют, в том числе в сетевой торговле, присутствуют на полке крупных региональных ретейлеров.

Наша марка — ярмарка

Ярмарки действительно наша марка, наша традиция. Как сообщил Андрей Гончаров, ежегодно в Новосибирской области проводится более двух тысяч ярмарочных мероприятий разной специализации и сезонности, в их числе события международного уровня.

Минпромторг региона реализует ведомственную целевую программу «Развитие торговли на территории Новосибирской области на 2020–2025 годы», в списке основных ее мероприятий — организация и проведение ярмарок и выставок. Финансирование осуществляется из средств облбюджета, в 2020 году на это заложено 30 миллионов рублей.

— Одно из направлений — зональные оптово-розничные универсальные ярмарки, они проводятся на территории сельских районов Новосибирской области более 16 лет, — напомнил Андрей Гончаров. — Это самые масштабные ярмарки в регионе. Стоит отметить, что торговые места и оборудование участникам предоставляются бесплатно. Каждая такая ярмарка имеет свою деловую программу, включающую семинары, круглые столы, мастер-классы, различные конкурсы для профессионалов и рядовых посетителей, консультации по вопросам защиты прав потребителей и ведения бизнеса. Последние сейчас особенно популярны.

Есть ярмарки, которые проходят в течение двух дней, — например, в Чанах. Восемьдесят процентов участников — это, конечно же, производители сельхозпродукции и продовольствия из Новосибирской области. Но есть и гости — широко представлен Алтайский край, богатый медом, мукой, крупами и мясными изделиями. В текущем году было запланировано проведение 14 зональных ярмарок. Но, к сожалению, ограничения, связанные с пандемией, скорректировали планы. Количество ярмарок сократилось, при этом оставшиеся в планах организуются с учетом всех санитарных норм.

— Проведение зональных ярмарок возобновилось только в сентябре. И на сегодня мы организовали пять таких оптово-розничных универсальных ярмарок, — отметил министр. — В них приняли участие 700 хозяйствующих субъектов, товарооборот превысил 20,3 миллиона рублей. Это довольно неплохой товарооборот, если судить по пяти ярмаркам. Мы видим, что спрос есть, есть и покупательная способность. Сейчас запланированы еще две ярмарки — в Краснозерском и Чанах. Надеюсь, что при соблюдении всех противоэпидемических требований мы все-таки сможем эти ярмарки провести, потому что все они проходят на улице.

КСТАТИ
Уникальный проект, реализуемый в Новосибирской области, — социальные ярмарки. Ежедневно в разных районах областного центра работают три такие торговые площадки, финансируемые из региональной казны и бюджета Новосибирска (областная социальная ярмарка и две городские социальные продовольственные ярмарки). Там организовано более 120 отделов по продаже продуктов питания. Причем цены на 15–20 процентов ниже средних розничных цен, сложившихся в регионе. Удешевить товары получается благодаря тому, что торговые места предоставляются участникам безвозмездно. Кроме того, продавцы освобождены от оплаты коммунальных услуг. За девять месяцев 2020 года товарооборот социальных ярмарок составил около 800 миллионов рублей.
Также в Новосибирской области организуются сезонные и предпраздничные ярмарки. Местные производители промышленных товаров и продуктов питания, в том числе фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств, реализуют свою продукцию по ценам производства.