USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Продам бизнес. Недорого

Инна ВОЛОШИНА
Фото Алексея Танюшина
Фото Алексея Танюшина

Пандемия не вызвала лавинообразного предложения по продаже предприятий

Популярные сайты пестрят многочисленными объявлениями о продаже: владельцы предлагают купить салоны красоты, бетонные заводы, магазины разливных напитков и многое другое. Говорит ли это о бедственном положении бизнеса и почему предприниматели избавляются от действующих предприятий, выяснял обозреватель «Советской Сибири».

Напомним, что нынешней весной, во время первой волны эпидемии, федеральные и региональные власти разработали целый комплекс мер поддержки бизнеса, и многие предприятия, как мелкие и средние, так и крупные, получили помощь. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников поставил перед правительством региона задачу, чтобы все предприниматели Новосибирской области знали о доступных им мерах поддержки, которую оказывает государство с федерального и регионального уровня. По словам главы региона, предприниматели, имеющие право на такие меры поддержки, максимально ими воспользовались, чтобы те средства, которые по поручению президента РФ государство выделило на восстановление экономики регионам, были максимально использованы на территории Новосибирской области.

Причины продаж разные

Более половины из тех, кому была положена поддержка, получили ее. Но на фоне второй волны пандемии коронавируса Интернет переполнен разно­образными прогнозами о дальнейшей судьбе предпринимательства, самые худшие из них обещают полный крах экономики к концу нынешнего года. Буквально на днях известный российский экономист Михаил Делягин, выступая на YouTube-канале «Аудио статьи», высказался в том смысле, что в России будут постепенно закрывать отдельные сферы экономики на карантин из-за роста заболеваемости коронавирусом. Однако закроют и переведут на удаленку не всех сотрудников – реальный сектор экономики продолжит действовать. Но даже если мелкий бизнес и будет работать, то ему придется очень нелегко из-за отсутствия денег у клиентов. По мнению экономиста, больше всего пострадает общепит, индустрия развлечений и сфера услуг.

Можно предположить, что на фоне далеко не радужной ситуации, которая сложилась сегодня в экономике, некоторые владельцы бизнеса захотят «от него избавиться, пока это в принципе возможно», как пишут в соцсетях. Так ли это на самом деле? Почему люди вообще продают действующие предприятия?

— Я занимаюсь продажей бизнеса пять лет и на основании наработанного опыта могу сказать: причин для продажи готового бизнеса существует несколько, — рассказывает директор компании Count Capital Илья Мангазеев. – Первая и наиболее часто встречающаяся причина – это ситуация, когда бизнес достиг своего потолка, и у владельца нет ни времени, ни желания им заниматься, у него, возможно, уже есть новые, более интересные проекты. Как правило, по этой причине продают розничные магазины, предприятия общественного питания и сферы услуг. И, опять же, на реализацию новых проектов, как правило, требуются свободные деньги.

По мнению Ильи Мангазеева, вторая по распространенности причина, по которой владелец продает свою компанию, – это ситуация, когда ему просто срочно нужны деньги. Обстоятельства тут могут быть самые разные: скажем, человек покупает квартиру или другую недвижимость. Часто причиной избавления от предприятия служат разделы бизнеса: например, если разводятся супруги, которые являются компаньонами. В таких случаях фирму продают, а деньги делят. И, наконец, довольно часто бизнес продают из-за возникшего форс-мажора: к примеру, человек серьезно заболел, и требуется крупная сумма на лечение.

Фото Алексея Танюшина

Берут то, в чем разбираются

Какие же сферы деятельности пользуются сегодня наибольшим спросом?

По словам эксперта, больше всего предложений касается сферы услуг и розничной торговли. Иными словами, немало владельцев такого бизнеса готово его продать. А вот со спросом картина иная: когда доходит до реальных сделок, покупатели, как правило, выбирают то направление, в котором они разбираются. Скажем, если человек раньше был строителем, то он, скорее всего, купит именно такой бизнес или что-то близкое, например производство строительных материалов или магазин по их продаже, а не салон красоты или частный детский сад. Магазин сантехники, швейное производство или доставка пиццы гораздо быстрее найдут своего покупателя, чем, допустим, производство микрочипов. Именно потому, что слишком мало людей, кто в принципе разбирается в данной сфере.

При этом, как отмечает Илья Мангазеев, с розничной торговлей сегодня вообще все очень непросто – эту нишу все плотнее занимают крупные торговые сети. Поэтому желающих купить небольшой магазинчик формата «у дома» все меньше и меньше. Стоит отметить, что аналогичная ситуация уже была с аптеками: многие из них закрылись именно потому, что на рынок достаточно агрессивно зашли фармацевтические сети.

Кому кризис, кому возможности

— Я бы не сказал, что пандемия коронавируса вызвала лавинообразное предложение по продаже готового бизнеса, — констатирует эксперт. – Сколько продавали, примерно столько и сейчас продают. Но есть одно «но». Я имею в виду только действительно живые предприятия, которые реально работают и приносят прибыль, а не те, которые не сегодня завтра обанкротятся. Такой товар никому не нужен, и никто в здравом уме не станет вкладывать деньги в компанию, которая доживает последние дни. Я хотел бы отметить еще вот какую вещь: для кого-то кризис – это время падения, а для кого-то, наоборот, время новых возможностей.

Как пример можно привести розничную торговлю алкоголем, где за время эпидемии продажи выросли на 30–35 процентов. В свое время «Советская Сибирь» уже поднимала эту тему: к сожалению, многие наши сограждане, оказавшиеся в самоизоляции, не нашли ничего лучше, как заполнить возникшее свободное время возлияниями. И когда ограничения сняли, далеко не все отказались от этой привычки. Поэтому, например, магазины разливного пива – таких предложений сегодня на рынке достаточно – продавали даже несколько дороже, чем в обычное, «доковидное» время.

А вот кафе и другие заведения общепита, наоборот, продавали чуть дешевле. И предприниматели их покупали, так как понимали, что изоляция не продлится вечно, и общепит обязательно заработает. А тут прекрасный шанс обойтись меньшими вложениями. За время пандемии хорошо поднялся бизнес по доставке, скакнули вверх объемы продаж в интернет-торговле. Одно ночное заведение в Новосибирске, открывшееся после снятия ограничений, в первые же выходные сняло тройной объем прибыли.

Слабые ушли, а сильные остались

Мнения о том, что к концу нынешнего года российской экономике придет конец, Илья Мангазеев не разделяет.

— Но, как я и предсказывал в апреле, за время эпидемии многие люди изменили свои привычки. Если раньше, допустим, кто-то регулярно посещал тренажерный зал, то за время самоизоляции он мог попробовать йогу, ведь ей можно заниматься на улице или в режиме онлайн, и теперь, вероятно, будет заниматься ей и дальше. Или возьмем общепит: раньше многие ходили в кафе и рестораны не столько затем, чтобы поесть, сколько хорошо провести время. А за полгода, возможно, нашли себе альтернативные виды отдыха, — отмечает Илья Мангазеев. – Конечно, общепит и развлечения сейчас несколько просели, но зато другие сферы выросли. Это продажа продуктов – многие стали готовить дома, или, допустим, образовательные услуги. Еще пример – стройматериалы. Немало было таких, кто, находясь дома во время самоизоляции, занялись ремонтом. Всплеск спроса сейчас ощущают салоны красоты. Хочу также отметить, что многие предприятия переквалифицировались. Немало туристических компаний сейчас продает туры не в Таиланд, а в Сочи. Я хочу сказать главное: те, кто хотел, нашли пути. Слабые компании, которые и так скоро бы обанкротились, закрылись, а сильные «пересидели» и продолжили свое развитие. Пандемия лишь ускорила этот процесс.

КОММЕНТАРИЙ
Лев РЕШЕТНИКОВ, министр экономического развития Новосибирской области:
— В Новосибирской области для поддержки бизнеса и преодоления последствий новой коронавирусной инфекции реализуется комплекс мер, направленный на максимально полное использование федеральных и региональных мер поддержки, а также осуществляется информирование хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, об имеющихся федеральных и региональных мерах поддержки. Так, например, налогоплательщики, включенные в реестр субъектов среднего и малого предпринимательства, имели право на подачу заявления на выплату субсидии в целях частичной компенсации затрат на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
За апрель было выдано около 20 тысяч субсидий на 976,5 миллиона, за май — около 21 тысячи на почти 950 миллионов рублей. Всего за мерой поддержки обратилось 64 процента от общего числа налогоплательщиков, на которых потенциально распространялась выплата субсидий, 85 процентов от общего количества заявлений были удовлетворены. Также налогоплательщики имеют право на предоставление отсрочек, рассрочек по уплате налоговых платежей и страховых взносов. Всего поступило 296 заявлений. При этом 86,5 процента от общего количества поданных заявлений, 256 заявлений на сумму 519,5 миллиона рублей, были одобрены.