Нинель Волкова: «Я и сейчас комсорг»
Одна из основоположниц и ветеран женского движения в Новосибирской области рассказывает о военном детстве и комсомольской юности
Наша землячка Нинель Волкова 22 октября отметит 90-летний юбилей. Ей было десять, когда началась война. Она помнит, как жил тогда город, как принимал эвакуированных, как дети собирали на фронт патроны. Потом она преподавала в старейшей школе Новосибирска. Нинель Павловна — и очевидец, и участник истории. Она — сама история.
За годы работы в журналистике довелось выслушать и записать, наверное, сотни историй о войне. С одной стороны, все они похожи – голод, разруха, лишения, мужество и стойкость, благодаря которым удалось выжить и победить. С другой стороны, всякий раз, когда слышишь очень личные подробности тех событий, сердце трепещет, к горлу подкатывает ком, а в голове возникает вопрос: «Что будет, если наше поколение, воспитанное уже на других, индивидуалистических, ценностях, окажется в подобных обстоятельствах?»
Спокойно сказал: «Собери мешок»
Ей было десять, когда началась война. Летним воскресным утром отец строил крыльцо у дома, а мама пошла за водой. Там и узнала страшную новость. Вбежала в ограду и закричала отцу: «Павлик, война!»
Не было никакой паники, страха или слез. Отец просто присел на крыльцо и тихим спокойным голосом сказал маме: «Собери мешок».
— Именно в таком восприятии жизни и был залог Победы, — считает Нинель Волкова. – Большинство советских людей не думали о себе и не боялись погибнуть за Родину. Нас так воспитывали. Общественное всегда превалировало над личным. Поэтому в первый же день войны у военкоматов выстроились очереди.
На передовую отца не забрали. Он сражался за победу на трудовом фронте. Павел Ждан был железнодорожником, работал на Сибсельмаше. Завод выпускал боеприпасы, которые по железной дороге доставлялись на фронт. Паровозов не хватало. Чтобы избежать поломок и без того немногочисленных машин, после определенного пробега топку паровоза надо остужать и чистить. Железнодорожники надевали брезентовые костюмы и лезли в топку, не дожидаясь, пока она остынет.
Мама – Мария Степановна — работала заведующей сберкассой. В ее обязанности входила агитация за покупку государственных облигаций. Участок, на котором нужно было агитировать, располагался на улице Большой. Сейчас там – шикарные коттеджи, а тогда была «нахаловка» — жили в основном многодетные семьи, кто-то в землянках, кто-то в лачугах. Электричества не было. Ходить было страшно. Неля, которая тогда училась в седьмом классе, и младшая сестра четвероклассница сопровождали маму в таких походах – втроем все-таки безопаснее.
Жило семейство Ждан на улице, которая теперь называется Степная. Рядом был рынок. В первые же дни войны, рассказывает Нинель Павловна, на территории рынка развернули палаточный лагерь для эвакуированных. С наступлением холодов их поселили в двухэтажные дома поблизости. Сейчас их называют бараками. А тогда это было элитное жилье.
Кусочек черного хлеба
На фронт одним из первых ушел директор школы, в которой училась Нинель Ждан. Провожали его ученики и учителя на школьном дворе – квартира директора располагалась в здании школы. Дети и молодежь тогда еще не сознавали всю глубину трагедии.
— Мы, младшеклассники, кричали: «Бейте фашистов! Да здравствует победа!», — вспоминает Нинель Павловна. – Рядом с ним шла жена. Она не плакала. А вот его мать, стоявшая в дверях, тайком утирала слезы. Материнское сердце чувствовало, что сын не вернется.
Школьники принимали живейшее участие в борьбе с врагом: собирали бутылки для зажигательной смеси, посуду для спешно разворачивающихся в области эвакогоспиталей, навещали раненых. После уроков шли на завод. Работа у Нинели Волковой и ее одноклассниц была такая: девочки укладывали патроны в ящики на промасленную бумагу.
Кроме того, старшеклассницы вечерами дежурили по школе, так как одной старушки-сторожихи было маловато для обеспечения сохранности школьного имущества, на которое могли посягнуть воры и бандиты – криминала, особенно в конце войны, было много.
А еще — дежурство по заготовке торфа, ведь школу надо отапливать. Ученицы брали саночки, шли на территорию нынешнего Юго-Западного жилмассива. Тогда там было болото. Собирали торф и везли в школу. Все это – женскими силами, так как во время войны в советских школах было введено раздельное обучение девочек и мальчиков.
Даже в самые тяжелые дни войны, подчеркивает Нинель Волкова, все школы работали и обеспечивали учеников не только знаниями, но и продуктовым пайком: каждый день выдавали кусок черного хлеба, посыпанный желтым, неочищенным сахаром. Для голодных детей это был деликатес.
Не все любили историю
Школу Нинель Волкова окончила с отличием и поступила на историко-филологический факультет Томского государственного университета. Была комсоргом группы.
— Я и сейчас комсорг, — улыбается Нинель Павловна. – Поддерживаю отношения со студенческими товарищами. Нас в живых осталось восемь.
Вернувшись с дипломом ТГУ в родной Новосибирск, Нинель Павловна пришла преподавать историю в одну из старейших школ города – 47-ю. Послевоенные школьники рабочей окраины под названием «Расточка» были публикой весьма разношерстной. За партами в восьмом классе сидели юноши 17-18 лет, которым учиться вовремя не дала война. Были среди них беженцы с оккупированных территорий, помотавшиеся по всей стране, немцы Поволжья, которые в годы войны были под надзором. Не все из них любили историю. Молодая учительница старалась зажечь учеников. Когда изучали историю Древнего Рима, лепили из пластилина фигурки воинов Спартака, а потом строили лагерь, устраивали сражения.
Нинель Волкова с соратницами по женскому движению
Вскоре Нинель Волкову избрали вторым секретарем комитета комсомола Кировского района, вести идеологическую работу среди молодежи.
Сердце журналиста защемило, когда наша собеседница рассказывала о том, какую роль играли газеты в те времена. Каждый комсомолец в обязательном порядке выписывал «Молодость Сибири» и «Советскую Сибирь». На всех предприятиях каждую неделю проходили политинформации, где проверялось знание общественно-политической повестки страны и региона.
В те времена было широко распространено движение бригад коммунистического труда. Под коммунистическим трудом подразумевалось не только перевыполнение производственных планов. Чтобы соответствовать высокому званию, члены бригад учились в вечерней школе, участвовали в общественной жизни предприятия. Многие поначалу сопротивлялись «добровольно-принудительному» обучению в школе. Но потом поступили в вузы и сделали карьеру.
«120 гребков, чтобы быть на плаву»
В 1954 году в райкоме комсомола Кировского района состоялась комсомольская свадьба – первый секретарь райкома Владимир Волков женился на втором секретаре Нинели Ждан.
Большая семья Нинель Волковой всегда с ней
С мужем Нинель Павловна прожила 60 лет. Вырастили двух дочерей и четверых внуков, двое из которых — Маша и Игорь — подарили бабушке четверых правнуков. Игорь — мастер спорта, в любви к атлетизму воспитывает и своих детей. В спортивных успехах Игоря есть заслуга бабушки – с трехлетнего возраста она учила внуков плавать, когда семья отдыхала на даче на берегу Оби.
— У нас был норматив — не меньше 120 гребков за заход, — вспоминает наша собеседница.
Теперь бабушка учит плавать уже правнуков.
СПРАВКА
Волкова Н.П. является членом Совета старейшин при губернаторе Новосибирской области, членом Совета при губернаторе Новосибирской области по реализации государственной политики в отношении граждан старшего поколения. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком «За заслуги перед Новосибирской областью», медалью «Ветеран труда», «За любовь и добродетель», медалью Союза женщин России, отличник высшей школы, включена в энциклопедию «Лучшие люди России», победитель конкурса «Женщина года – 2002».