Феномен «Сибири героической»
Как наши современники заново прочитали письма сибирских солдат
Такого еще не было. Проект «Сибирь героическая» объединил сотни людей разных возрастов и профессий. Это как «Бессмертный полк», но совершенно по-новому.
Через военные песни, письма с фронта и на фронт,стихи солдат, сообщения Информбюро – на них построена вся программа. Это уникальный проект про нашу с вами историю, про воинов-сибиряков, защитивших страну в годы Великой Отечественной. Финальный аккорд проекта, стартовавшего полтора года назад, состоится в Новосибирске в ближайшее время.
Инициативу поддержал лично губернатор Андрей Травников, к которому с предложением создать такой масштабный историко-просветительский проект обратилась Екатерина Болдырева, исполнительный директор АНО «Историческое общество Сибирского федерального округа». «Сибирь героическая» – дань Году памяти и славы. 75-летие Великой Победы в условиях пандемии мы отмечали без традиционного «Бессмертного полка», не было этих волнующих душу шествий. «Сибирь героическая» могла бы стать своего рода альтернативой полку. Хотя, в общем-то, изначально задачи изобретать таковую не стояло…
Презентация проекта «Сибирь героическая» уже состоялась в некоторых районах и городах региона. Реакция зрителей – слезы и радость, множество писем и звонков с предложениями своих историй. Всего 40 пунктов полуторачасовой программы: известные и неизвестные песни. Например, «Сибирская гвардейская» на стихи Бориса Богаткова, музыку к ней написал наш композитор Андрей Молчанов, так как мелодия была утрачена. В итоге получилась премьера песни. Также для проекта были специально сделаны 16 песен для народного оркестра, хоровые переложения десяти песен.
Екатерина Болдырева рассказала «Советской Сибири» о том, как создавалась программа, кто принимал в ней участие и что последует дальше. Идея создать проект «Сибирь героическая» появилась в 2018 году. Как сохранить историю, сделать так, чтобы белых пятен стало меньше, чтобы молодежь больше знала о подвигах отцов и дедов, чтобы не происходило подмен и искажений, – работа колоссальная и скрупулезная с архивами, публикациями, воспоминаниями очевидцев, письмами и личными документами. Студенты-волонтеры работали в Новосибирском государственном областном архиве, Краеведческом музее, в областной научной библиотеке, открытых официальных источниках.
– Екатерина Валентиновна, как удалось увлечь этой грандиозной идеей такое количество молодых людей?
– Изначально стояла задача привлечь именно молодежь. Глубоко уверена, когда люди вовлечены в процесс, пропускают через себя, когда это затрагивает лично, тогда это увлекает и есть результат. Нашим молодым участникам я предложила использовать такие формы и подходы, которые могли бы наиболее ярко раскрыть значимость тех далеких событий. Понимаете, сегодняшние молодые люди не играли в войну, как мы в детстве, они не смотрят старых фильмов про войну. Как их погрузить? Работа с письмами, архивами для студентов стала именно таким погружением. Во время работы в музее я увидела, как 23-летняя девушка-волонтер плачет над письмом 19-летнего бойца, погибшего на фронте. До нее именно в этот момент дошло, что он был младше нее, насколько он был в этом юном возрасте уже взрослым, как и что писал накануне своей гибели. Через десятки лет его слова потрясли девушку до глубины души. Можно сказать, что проект меняет участников. Молодежь переживает сильнейшие эмоции. Наши ребята пересматривают свой взгляд на войну.
При создании проекта мы стремились к максимальной достоверности. Это касается и создания костюмов для исполнителей – студентов Государственной консерватории им. Глинки и Музыкального колледжа им. Мурова. Мы вместе с историческими реконструкторами подбирали военную форму и гражданские платья, точно соответствующие той эпохе, шили индивидуально для каждого исполнителя.
Задача проекта «Сибирь героическая» – дойти до сердца каждого человека: и участников проекта, и наших зрителей. Самое важное – донести до будущих поколений понимание изучения и передачи непредвзятой и объективной истории своего Отечества. Считаю, у нас это получилось.
– Это больше концерт или рассказ?
– После того как мы собрали и систематизировали документы, на их основе с нашим режиссером Дмитрием Сусловым, проректором консерватории им. Глинки, приступили к созданию программы. Кстати, Государственная консерватория обратилась к нам еще раньше: им очень нравились наши исторические проекты, и было большое желание поработать вместе. В результате у нас получился не концерт – в основе же не только песни, но именно исторические документы, – а какой-то новый жанр. Мы это называли культурно-просветительской программой.
– Как вас с программой встречали районы?
– Совершенно незабываемые впечатления. Зрители, люди старшего поколения, смотрели на наших ребят-исполнителей и видели свою юность. Благодаря костюмам в том числе. Это была и довоенная жизнь, и военные годы – все в «Сибири героической» оттуда. В зале слышно: «Боже мой, это как тогда было!» Ребята читают письма и стихи солдат. В зале полная тишина и всхлипывания. Для ветеранов наша программа – трогательная история, погружение в их жизнь. Они плачут. Что касается молодежи, они тоже под большим впечатлением. Для них это еще и профориентация. Ребята видят своих сверстников и понимают, что могут идти таким же путем.
– Как вы считаете, проект способен объединить поколения?
– Мы стремимся к этому, и у нас получается. «Сибирь героическая» стирает границы между людьми: нет в той истории разных национальностей, статусов, богатых и бедных, старых и молодых. У нас, кстати, нет никаких декораций. Только видеоряд, где реальность, сегодняшний день и кадры военной хроники, тесный психологический контакт исполнителей и зрителя. Знаете, что я заметила? Есть такой параметр «интересно-неинтересно» – когда и на какой минуте зритель в театре возьмет в руки телефон. Так вот, в течение всех 1,5 часов программы никто ни разу не вытащил смартфон из кармана. Люди говорят: «Мурашки по коже». И еще один важный момент. Ведь наш проект про сибиряков, про наших знакомых, он близок. Мы читаем письма земляков со сцены, а в зале кто-то восклицает, узнав фамилию. В наших деревнях и городах именами сибирских воинов-героев названы улицы. Это чьи-то родные, отцы и дедушки. Понимаете, чем проект цепляет? Близостью ко всем нам. Этим же он и объединяет. В этом феномен «Сибири героической». И в этом ее продолжение. Все отзывы, письма, звонки, которые мы получаем от зрителей, – предложения рассказать о новых героях, солдатах, которые в каждой семье новосибирской отправились на фронт. Из Новосибирской области ушли на войну 600 тысяч человек. О каждом можно и нужно говорить. Когда мы будем лучше и больше знать историю нашей великой страны, никто не сможет нам ничего исказить и навязать.