Воздушный флот: возвращение на пик подъёма
Сибирские авиакомпании лидируют по темпу роста перевозок
Небо снова ожило. Объем авиаперевозок из Сибирского федерального округа стал постепенно расти.
Несколько стран уже открыли свои границы, и самолеты стали летать не только по России, но и за рубеж. Да, эпидемия коронавируса подрезала крылья сибирским авиаторам на взлете — как раз в то время, когда им удалось вернуться на лидирующие позиции по темпу роста перевозок. В последние годы по этому показателю они были одними из первых в стране.
Авиакомпании надеются достигнуть уровня перевозок прошлого года в 2021 году.
Безопасные полеты — благодаря контролю
В 2019 году объем пассажирских перевозок по России вырос на 15 процентов. Как отмечают специалисты, эта тенденция наметилась и в регионах: в прежние годы пассажиропоток увеличивался всего на три-четыре процента, а в прошлом году — значительно больше. Произошел прорыв и в расширении географии полетов.
Столь впечатляющие результаты были достигнуты в том числе благодаря неустанному государственному контролю деятельности гражданской авиации, который не позволяет снижать уровень безопасности и качество обслуживания пассажиров. Контролирует соблюдение требований, норм и правил авиаперевозок в Сибири Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора).
— Для профилактики нарушений воздушного законодательства РФ наши инспекторы регулярно проводят плановые рейды, осматривая гражданские воздушные суда, которые перевозят пассажиров и грузы, — рассказал начальник управления Юрий Рожко. — Все выявленные нарушения специалисты берут на контроль, выдают авиакомпаниям предписания, контролируют их выполнение.
Восстанавливаются авиаперевозки — соответственно, возобновляются и проверки авиапредприятий. И не только в плане неукоснительного выполнения требований безопасности полетов. В соответствии с соглашением между Ространснадзором и Роспотребнадзором специалисты управления контролируют соблюдение указаний Минтранса РФ и Роспотребнадзора, связанных с противодействием распространению коронавирусной инфекции. Информация о выявленных нарушениях направляется в региональные управления Роспотребнадзора.
— Были, к сожалению, выявлены такие нарушения, как несоблюдение масочного режима и социальной дистанции в зданиях аэровокзалов, как работниками аэропортов, так и пассажирами, — сообщил Юрий Рожко. — В местах скопления людей возле стоек регистрации авиакомпаний на пол должна быть нанесена разметка на расстоянии 1,5 метра. Но сделала такую разметку на момент проверки только одна сибирская авиакомпания. Сейчас количество замечаний значительно снизилось. Это говорит о серьезном отношении руководства авиапредприятий к соблюдению воздушного законодательства РФ и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Кстати, и в самом управлении строго соблюдают санитарные правила. Для посетителей, которые приходят по записи, обязателен масочный режим. Установлено оборудование, дезинфицирующее воздух в здании. Регулярно производится санобработка помещений. По возможности сотрудники работают удаленно. Тех, кого нельзя перевести на такой режим, довозят до офиса и обратно на служебной машине. На выездные проверки специалисты управления выходят в масках и перчатках.
Как вернуть деньги за несостоявшийся полет?
В начале 2020 года из-за пандемии коронавируса авиаперевозки были приостановлены. Многим сибирякам пришлось отменить свои путешествия, несмотря на купленные заранее билеты. В управление поступило множество обращений от граждан по поводу возврата потраченных сумм. Юрий Рожко объяснил, что можно не волноваться: эти деньги не пропадут.
Пассажир, который не смог вылететь в пункт назначения, имеет право в течение трех лет с даты несостоявшегося рейса, указанного в билете, выбрать новый маршрут и время, уведомив об этом авиакомпанию заказным почтовым отправлением или в онлайн-обращении на сайте перевозчика.
— На сумму, которую пассажир заплатил за несостоявшийся рейс, авиакомпания должна начислить проценты — за пользование его средствами. Это касается авиабилетов, которые были приобретены в период с 18 марта по 1 мая 2020 года, — уточнил Юрий Рожко. — Если за три года пассажир не захотел никуда улететь, он может потребовать, чтобы ему выплатили стоимость билета вместе с процентами. Порядок определен Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2020 года № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части».
Садясь в вертолет, не забудь подстраховаться
Сейчас некоторые граждане во время своего отпуска или в выходные дни решают воплотить в жизнь мечту о полетах. Владельцы небольших воздушных судов предлагают всем желающим совершить обзорные экскурсии. В Интернете много таких объявлений.
Юрий Рожко предупреждает:
— Нередко владельцы малых воздушных судов эксплуатируют их в коммерческих целях, не имея на то законных оснований. Не стоит пренебрегать своей безопасностью и жизнями близких. Прежде чем отправиться в такой полет, обязательно попросите показать документы: свидетельство летной годности воздушного судна и свидетельство пилота. Даже если требуемые документы вам представят, необходимо помнить, что на владельца воздушного судна малой авиации не распространяется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. То есть в случае чрезвычайной ситуации ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажира перевозчик не несет. Если нет договора на перевозку, то и претензий предъявлять некому.
Сотрудники УГАН НОТБ СФО Ространснадзора совместно с органами прокуратуры и полиции выявляют нелегальных перевозчиков, ведут разъяснительную и профилактическую работу с владельцами воздушных судов авиации общего назначения. Но и любители экстремальных развлечений не должны забывать о собственной ответственности за участие в подобных авантюрах.
Показатели пассажиропотока Новосибирского аэропорта
— 55,7 % рост общего пассажиропотока на внутренних воздушных линиях в июне по сравнению с маем.
— в 3 раза по сравнению с маем этого года вырос в июне пассажиропоток на рейсах из Новосибирска в Москву и Санкт-Петербург. Такая динамика обусловлена в том числе отменой с 1 июня ограничений в виде 14-дневного карантина для пассажиров, прибывающих в Новосибирскую область из других регионов России.
— 41 вывозной рейс принял и отправил аэропорт Толмачево в апреле — июне.
— 3 380 пассажиров — граждан РФ прибыли в Новосибирск из Камрани, Гоа, Пхукета, Бишкека, Бангкока, Еревана, Куала-Лумпура, Ташкента, Денпасара, Душанбе, Оша и других городов.
— 1 605 граждан иностранных государств в течение трех месяцев отправились из аэропорта Толмачево в Бишкек, Бангкок, Ташкент, Душанбе и Ош.
ЦИФРЫ
6,747 миллиона пассажиров обслужил аэропорт в 2019 году. Международный аэропорт Новосибирска — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших
направлениях между Европой и Азией.
Более 1600 вариантов стыковок рейсов внутренних воздушных линий предлагает аэропорт Толмачево пассажирам для путешествий по России.