USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Маски и сказки

Светлана ФРОЛОВА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Новосибирские театры приступили к репетициям и готовятся открыть новый сезон

Новосибирцев в новом театральном сезоне ждут романтические комедии, сценическое иронизирование над тренингами личностного роста и даже постановка пьесы Сухово-Кобылина об особо коррумпированных чиновниках. Конечно, если этот сезон все же наступит.

Сейчас, когда по спектаклям и концертам соскучились не только артисты, но и их самые преданные поклонники, дело за малым — чтобы Роспотребнадзор разрешил открыть очередной сезон. И вполне вероятно, что, когда это наконец случится, руководителей театров все же попросят обеспечить социальную дистанцию и масочный режим. Служители Мельпомены, судя по всему, надеются на лучшее. А с ними и зрители.

Концерт с доставкой в школу

К репетициям уже приступили Новосибирский академический симфонический и Русский академический оркестры. Руководство филармонии согласовало графики творческих коллективов с рекомендациями Роспотребнадзора: репетиция теперь может продолжаться не более двух часов, обязательны влажная уборка с дезинфицирующими средствами до и после и проветривание помещений.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Главное в культуре — безопасность. Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Мы хотим, чтобы зрители знали, что наши коллективы, соблюдая все меры безопасности, призванные защитить здоровье артистов, полноценно готовятся к новому творческому сезону, — сказала министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева, которая лично проконтролировала, как в филармонии идут репетиции. — У нас есть достаточно времени для того, чтобы эффективно выстроить репетиционный процесс, восстановить творческую форму и спокойно проработать репертуар.

Во время репетиции между артистами струнных групп выдерживается расстояние не менее полутора метров, между артистами духовых групп — не менее двух метров. Перед раструбами духовых инструментов устанавливаются защитные экраны. Коллективы тестируют различные способы рассадки музыкантов, которые позволят не только соблюдать предписанные санитарные нормы, но и добиться необходимого качества звучания.

На пресс-конференции Наталья Ярославцева напомнила об указе президента, согласно которому министерства культуры по всей стране обязаны к 2030 году увеличить посещаемость театров и филармоний в три раза. И помогут в этом новосибирские школы: в них теперь тоже будут проводиться концерты.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Я обращаюсь к маэстро и руководству филармонии — поручите руководителям коллективов положить мне на стол к 30 августа список тех залов, с которыми они договорились, — сказала министр. — Вчера у меня состоялась встреча с руководителем департамента образования мэрии. Мы пришли к согласию, что в середине месяца, как только директора выйдут на работу и у них снимется проблема подготовки школ, мы проведем рабочую встречу, на которой призовем все школы, где есть прекрасные залы на 500–700 мест и хорошее оборудование, предоставить их в распоряжение для обслуживания детского населения и взрослого, живущего на микроучастках.

По словам министра, цена билетов на такие концерты будет чуть ниже, чем обычно.

— Есть зрители, которые никогда не слушали ни симфонических, ни русских народных концертов, — отметила Наталья Ярославцева. — Поэтому нужны детские программы, классика и, конечно, креатив. Мне нужны новосибирские композиторы, чтобы мы сделали синтез «музыка-кино» или «музыка-театр», открыли киноклубы и провели концерты. Нам будет открыт не только город Новосибирск. В Краснообске есть прекрасная школа, с которой мы сразу подпишем договор, как только ее достроят, хотя есть и замечательный Дом культуры.

По словам министра, поставлена серьезная задача: по итогам года в полтора раза увеличить охват всех групп населения, представив зрителям интересные творческие продукты, в том числе концерты на открытом воздухе.

Интриги по плану

Новость от Новосибирской филармонии, граничащая с сенсацией: свой пост внезапно покинул ее директор Бейбит Мухамедин, который возглавлял концертную организацию почти четыре года. 3 августа он попрощался с коллективом. А вот с главным дирижером, художественным руководителем Новосибирского академического симфонического оркестра Томасом Зандерлингом Новосибирская государственная филармония, наоборот, подписала контракт на следующие три года.

При этом сохраняется интрига: новый директор филармонии вроде бы уже утвержден, но его имя назовут только 17 августа, когда он приступит к исполнению своих обязанностей. Об этом на прошлой неделе журналистам сообщила министр культуры Наталья Ярославцева. По ее словам, назначение состоялось после обсуждения с предыдущим директором и со всем руководством концертной организации.

Публика теряется в догадках. В числе кандидатов на пост руководителя филармонии в разное время называли заместителя директора Московского академического театра сатиры Александра Бочарникова, директора Новосибирского академического симфонического оркестра Николая Сизикова, руководителя Филармонического камерного оркестра Алену Болквадзе, а также кларнетиста симфонического оркестра, заслуженного артиста России Станислава Янковского. И даже Александра Назимко и Татьяну Людмилину, которые в разное время уже возглавляли НГФ. К слову, как стало известно в минувшую пятницу, Татьяна Людмилина вновь назначена на должность директора театра «Глобус» и уже приступила к работе.

Неудачники на тренинге и чиновники на взятках

«Первый театр» обещает открыть 13-й сезон спектаклем-тренингом «Теория счастья и свободы (практика неудачников)», постановку которого труппа осуществляет при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках конкурса грантов «Новый театр». Как сообщает пресс-служба театра, тема спектакля возникла во время тренингов и лабораторной работы актеров театра с режиссером Александром Андрияшкиным. Интересно, что спектакль создается без литературной основы — методом сочинительского театра, коллективного сотворчества на тему, которая волнует многих. Зрителю предлагают превратиться в участника процесса и проверить на себе, помогут ли ему стать счастливым разнообразные коучи, психологи, лайф-тренеры и прочие.

Фото предоставлено «Первым театром»

Фото предоставлено «Первым театром»

— Идея спектакля «Теория счастья и свободы» родилась из нашей лаборатории с «Первым театром», где мы, с одной стороны, иронизируем над всякого рода тренингами и спекуляциями об «успешном успехе», но одновременно и признаемся в потребности просто нажать на волшебную кнопку «счастье», — говорит режиссер проекта, арт-практик, хореограф Александр Андрияшкин.

Тем временем в «Старом доме» тоже вовсю идут репетиции: к премьере готовятся «Петерс» по рассказу Татьяны Толстой, а также музыкальный спектакль под рабочим и говорящим названием «Люблюнемогу», работа над которым началась в самый разгар карантина под руководством режиссера Дениса Азарова.

В «Красном факеле» меж тем ставят «антикоррупционную» пьесу Сухово-Кобылина «Дело», которую в XIX веке запрещали трижды. Еще бы, ведь она основана на реальных событиях, да и сегодня не менее актуальна: там есть продажные полицейские, чиновники и, конечно, взятки. Много взяток. Режиссер спектакля — Дмитрий Егоров.

Есть новости и для детей: Новосибирский областной театр кукол также готов открыть новый сезон и сейчас репетирует пьесу Игоря Талалаевского по сказке «Волшебник Изумрудного города». В работе над спектаклем задействованы известный режиссер Григорий Гольдман и художник-постановщик Владимир Авдеев.