USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Пандемия: опасность не миновала

Наталья НАШТАЛОВА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Смягчение ограничительных мер, открытие ресторанов и бассейнов — кажется, можно уже расслабиться?

Главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова предупреждает: больше всего рискуют «не верящие в ковид». Да, среди нас таких много, несмотря на статистику летальных исходов и новые случаи заражения. Пусть цифры уменьшают­ся, койки в больницах освобождаются, но в реанимациях все так же напряженно и страшно.

Почему на фоне спада эпидемии число смертей угрожающе растет? В интервью «Советской Сибири» главный инфекционист Новосибирской области откровенна:

— Основные ошибки — это отрицание ковида, самолечение и походы по поликлиникам с симптомами ОРВИ. Опаснее всего самим себе назначать лекарства.

Лариса Позднякова указывает на те вещи, которые надо знать, которых надо опасаться, чтобы не развились осложнения.

— Не всегда даже врач может на эти вещи повлиять, а если вы лечите себя сами, это может привести к самым печальным последствиям, — объясняет Лариса Леонидовна. — Пациенты делятся на две большие группы. Первая — люди, которые всегда чего-то боятся и перестраховываются. Вторая — те, кто говорят: «Это вообще не про меня, этого со мной не случится». Золотая середина, люди, которые делают все грамотно, составляет малый процент. О коронавирусной инфекции очень мало что известно, несмотря на то что ей переболело уже полмира. Если вы почувствовали себя нездоровым, надо вызвать врача.

«Мы накопили тяжелых пациентов…»

— Лариса Леонидовна, нам все еще страшно, многие суетятся, паникуют, думают, что официальная статистика занижена. Указывают при этом на такой факт: умирать от ковида стали чаще — от пяти до семи летальных случаев в день только в нашей области. Как так, ведь заболеваемость падает?

— Умирать не стали чаще. Почему растут цифры смертности? Мы накопили тяжелых пациентов. Их в отделениях не так много, а вот реанимации еще полные. Пациенты там порой находятся по месяцу, происходит вторая и третья волна воспалительной реакции, которая приводит к тяжелейшему поражению легких, — это особенность данного заболевания.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Врачи до конца борются за жизнь людей в реанимациях, но может наступить критическое истощение резервов организма, тогда пациенты начинают погибать. Вторая причина того, почему растут цифры смертности: не всегда диагноз «ковид» ставится прижизненно. Иногда для этого требуется патолого­анатомическая экспертиза, которая делается месяц. И человек, допустим, умер месяц назад, а в статистике появился только сейчас. Это произошло не потому, что кто-то его скрыл или забыл. Просто велись исследования.

Когда эпидемия набирает свои темпы, она набирает и по тяжести, так работает вирус в природе. Сначала это легкие формы, потом средние, затем тяжелые. Проходим пик, плато, и дальше инфекция таким же образом идет на спад.

Не щадит молодых, и полнота ни при чем?

— 5 августа появилась официальная информация о смерти женщины в 31 год. Почему от коронавируса гибнут молодые?

— И молодые люди тоже умирают. Коронавирусная инфекция — очень тяжелое заболевание с очень стремительным поражением огромной площади легких. Этот процесс обратим, но должно пройти много времени. Когда легким нечем дышать, плохо работают сердце, мозг и почки. И когда длительное время мы замещаем кислородом или человек длительно находится на аппарате ИВЛ, развивается глубокая гипоксия. И сердце может не справиться, оно останавливается. Легкие, может, потом и заработали бы.

Есть и еще один момент, который надо понимать: каждый человек одной и той же болезнью будет болеть по-своему. Человека нельзя подогнать под стандарт. Вы знаете, у нас и 90-летние с кучей сопутствующих патологий выкарабкиваются. А есть случаи, когда молодые без какой-то патологии гибнут. Это не потому, что их лечили не так. COVID-19 — очень тяжелое заболевание, с очень сложным механизмом развития.

— В мае в Новосибирске скончалась молодая женщина в возрасте 29 лет. СМИ подробно описали этот случай: заболела, ходила на работу, умерла, «потому что был лишний вес».

— У нас люди любят поговорить о том, что они плохо знают. Что такое лишний вес? Это нарушение метаболизма, многих биохимических процессов в организме. Но человек с этим может жить прекрасно много лет. Случаи гибели пациентов вообще без всяких сопутствующих заболеваний тоже были. Это такой вирус, это его особенность. Мы помогаем, мы включаемся там, где мы можем подключиться, но до конца просчитать, как ответит иммунная система каждого человека, мы не можем.

Борьба идет за каждого

— Широко обсуждался случай гибели от ковида артиста оперного театра, мужчине было 54 года. Пишут: лечился дома, не верил в тяжесть заболевания, не было градусника.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Ситуацию с артистом я знаю, этот пациент лечился у нас. Своевременность обращения — это действительно очень важно. Это верно, но есть и другая сторона: ты можешь сделать все идеально и не совершить никаких ошибок, но, к сожалению, почему-то все закончится не так, как хочется. Как организм ответит на эти вещи, сложно предсказать, даже если с точки зрения медицины ты сделал для пациента все. Обывателей всегда интересует тема возраста ковидных пациентов.

Я могу сказать, что борьба у нас, врачей, всегда идет за каждого. Если кто-то думает, что привезли 90-летнего и никто не будет им заниматься, то это неправда. У нас много было очень пожилых пациентов. И лежачие, после инсульта, с тяжелой сосудистой патологией. Всегда борьба идет за каждого человека. И всегда ты будешь выкладываться и делать все, чтобы люди ушли отсюда с минимальными потерями для своего здоровья.

И обычная инфекция навалилась

— Статистика последних дней по ОРВИ настораживает. Цифры такие, словно у нас разгар эпидсезона — до двух тысяч обращений в день. Поговаривают, что это связано с занижением статистики по ковиду.

— Я как главный инфекционист отслеживаю работу всех инфекционных госпиталей. То, что мы видели в апреле, мае, июне, да, это была катастрофа — до 200 обращений в день только в наш стационар. И по скорой, и сами люди приходили. Нагрузка колоссальная была. Но уже четвертую неделю у нас идет снижение по количеству обращений. К примеру, на 6 августа в 11-й больнице, рассчитанной на 642 койки, находилось всего 418 пациентов. В 1-й инфекционной — 290 мест, 197 пациентов. В 25-й больнице — 270 коек, 125 пациентов.

Сейчас заболеваемость понемногу пошла на спад, все больше людей переболели в легкой форме и приобрели какой-то иммунитет, это тоже играет в плюс. А дальше мы ждем вакцину, и весь мир работает над этим. В скором времени, я думаю, вакцина будет. Я считаю, что мы очень достойно выходим из кризиса, вызванного эпидемией коронавируса. С потерями, как и весь мир, но достойно. Очень многим людям мы помогли выздороветь.

Спокойно, без паники и самолечения

— Многие пациенты с ковидом жалуются, что сначала, до постановки диагноза, они были вынуждены ходить в поликлинику.

— Это же совершенно жизненная ситуация, вы мне скажите, где, в какой стране вам бы сделали интерпретацию анализа за пять минут. Нигде! Нет таких анализов. Не надо ходить в поликлинику, если у вас появились симптомы респираторного заболевания. Вызовите врача на дом. Вам сделают тест. Если по какой-то причине этого не произойдет, вы можете прийти в средстве защиты в лабораторию и там решить вопрос с тестом. Анализ какое-то время, конечно, вы будете ждать.

— В Интернете появляются списки лекарств, которые должны быть дома на случай ковида, даже если вы еще не обратились к врачу. Опасна ли такая подстраховка?

— Сложно сказать, что там в этих списках, рисковать не стоит. В ковидной ситуации самое лучшее — проконсультироваться с врачом. Любое лекарственное средство имеет противопоказания и показания. Возможно, человек с хроническими заболеваниями уже принимает какие-то препараты. И если тут случился еще и ковид, надо четко понимать, что дать и с какой целью, как будут сочетаться эти препараты.