USD 107.7409 EUR 114.3149
 

«Это не страшно»

Светлана ФРОЛОВА
Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Мы задали вопрос о дистанционном обучении студентов и проекте «Современная цифровая образовательная среда» министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову на его совместной конференции с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым по итогам визита федерального чиновника в наш регион.

Рассказывая «Советской Сибири» о своем отношении к развитию проекта и его влиянии на уровень подготовки школьников к поступлению в вузы, министр заметил, что это вопрос «с двойным дном». 

— У нас большая дискуссия разворачивается в обществе относительно ценности дистанционного образования и традиционных форматов, — сказал Валерий Фальков. — Университеты ждут возможности вернуться к традиционному формату обучения. Ведь жизнь в университете — это не только посещение пар и занятий, но и общение друг с другом, а также разного рода мероприятия за пределами собственно лекций и семинаров.

О проекте «Современная цифровая образовательная среда»:

— Это данность, инструмент, который уже создан. И мы его, мне кажется, эффективно задействовали в рамках ситуации с пандемией. Что мы сделали? Значительную часть курсов, которые университеты разработали, выставили на интернет-платформе, обеспечив тем самым широкий доступ всем заинтересованным студентам и преподавателям. Нельзя сказать, что это пользовалось бешеной популярностью. Но часть студентов в непростых условиях (само­изоляции — Прим. ред.) по этому пути шли. И если иметь в виду под современной образовательной средой нечто большее, то есть развитие дистанционного образования, то для меня очевидно, что как дополнительный инструмент оно может и должно использоваться. Но мы с коллегами уже устали повторять, что никто не планирует заменять дистанционным образованием традиционный формат. Более того, зная настроения университетов, я могу сказать, что в основном все хотели бы вернуться к традиционному формату. Никто никаких перекосов не хотел бы делать. Иной раз какая-то спекуляция на этот счет появляется: мол, у университетов есть большое желание проводить онлайн-курсы, полностью перейти на дистанционный формат, сократить преподавательские ставки. Если такие факты есть, давайте говорить конкретно.

По словам министра, у вузов сейчас есть понимание, что, с одной стороны, нужно обеспечить безопасность учебного процесса, а с другой — есть известная доля не­определенности.

— Все понимают, что ситуация, которая была этой весной, экстраординарная. И никто в нее возвращаться не желает, — подчеркнул Валерий Фальков.

На вопрос, смогут ли вузы вернуться к традиционному формату с 1 сентября, он ответил, что единого решения нет, поскольку в каждом регионе эпидемиологическая ситуация разная.

— Но настрой у всех вузов — на возврат к традиционному формату обучения. Правда, все тут же говорят, что неплохо было бы посмотреть, какую часть активности можно увести в онлайн, — сказал министр.

— Конечно, «Цифровая образовательная среда» создавалась не под пандемию и не в связи с пандемией, — уточнил губернатор Андрей Травников. — Цифровая образовательная среда — элемент нашей жизни. И не только как инструмент для устранения неравенства отдаленных школ на сельских территориях или доступ к образованию для детей с ограничениями по здоровью, а зачастую инструмент, который позволял разнообразить образовательную деятельность и работу педагогов.

По словам Андрея Травникова, в школах Новосибирской области, где шестидневный график работы, по субботам иногда ведется обучение на дому — как раз онлайн.

— Урок проходит в классе, но его может вести преподаватель, который находится за пределами Новосибирской области. Есть и еще один интересный пример — организация проектной деятельности онлайн, такое сетевое взаимодействие, когда талантливые, мотивированные ребята из разных школ через Интернет и соцсети под руководством преподавателя, который может находиться в другом городе, ведут исследовательский проект, — сказал губернатор.

Действительно, есть масса хороших примеров использования цифровой образовательной среды, которая сегодня всех так пугает, а на самом деле применяется, и вполне успешно, уже не первый год. И никого не пугала раньше. Наоборот.