USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Мир после COVID-19: КНР первой выходит из комы

Виктор БУРКОВ
В июне 2020 года прибыль крупных промышленных предприятий Китая составила 666,55 млрд юаней (около 95,18 млрд долларов США), увеличившись на 11,5 процента в годовом исчислении («Синьхуа»)
В июне 2020 года прибыль крупных промышленных предприятий Китая составила 666,55 млрд юаней (около 95,18 млрд долларов США), увеличившись на 11,5 процента в годовом исчислении («Синьхуа»)

Переход китайской экономики от замедления к росту приносит выгоду мировой экономике

В первом полугодии китайская экономика, преодолев негативное влияние эпидемии, сменила вектор с отрицательного на положительный. Это следует из данных Государственного статистического управления (ГСУ) КНР, опубликовавшего на днях свой отчет.

Так, во втором квартале 2020 года валовой внутренний продукт (ВВП) Китая увеличился на 3,2 процента в годовом выражении.

Впечатляющий «табель успеваемости»

Китай стал первой в мире крупной экономикой, которой удалось выйти из рецессии и встать на путь роста с начала вспышки COVID-19. Этот впечатляющий «табель успеваемости» доказывает устойчивость и огромный потенциал китайской экономики, а также демонстрирует успешность политики китайского правительства в реализации мер по борьбе с эпидемией и восстановлению социально-экономического развития.

За последние шесть месяцев на карте китайской экономики обозначилось немало ярких точек.

Во-первых, КНР первой в мире перешла к позитивному росту, пройдя по кривой линии V. Как мы знаем, под влиянием эпидемии в первом квартале ВВП Китая упал на 6,8 процента, что является самым низким значением с момента первой публикации квартальных данных о ВВП страны в 1992 году.

По мере возобновления производства в стране экономика Китая стала проявлять динамичную тенденцию роста. Это выражается в увеличении основных экономических показателей: 3,2-процентный темп роста ВВП во втором квартале превысили 2,6 процента, прогнозируемые ранее международным экономическим сообществом.

Перезагрузка промышленности

Во-вторых, ведущую роль в восстановлении экономики сыграла перезагрузка промышленности, в частности оживление производственных и обрабатывающих отраслей.

Во втором квартале добавленная стоимость продукции на ведущих промышленных предприятиях и в сфере услуг сменила динамику на положительную: индекс деловой активности (PMI) остается выше критической отметки в 50 пунктов в течение четырех месяцев подряд.

По состоянию на середину июня крупные промышленные предприятия в основном уже возобновили производство, и 68,4 процента из них достигли планки 80 процентов или более к нормальному уровню производства, увеличив выпуск продукции на 17,2 процента по сравнению с первой декадой апреля.

Восстановление обрабатывающей промышленности оказывается наиболее очевидным, что изменило положение: с резкого снижения на 10,2 процента в первом квартале темпы роста приблизились к уровню аналогичного периода 2019 года.

Новые технологии, инвестиции, рынки

В-третьих, возрастание инвестиций стимулирует восстановление потребительского рынка.

Ускоряется реализация основных инвестиционных проектов, увеличиваются капиталовло­жения в высокотехнологичный и социальный секторы, динамично развиваются инфраструктурные проекты нового типа — в области технологий 5G и индустриального Интернета.

Валовое капиталообразование во втором квартале привело к росту ВВП на пять процентных пунктов.

Четыре месяца подряд улучшаются продажи на рынке. В июне сокращение объема розничных продаж потребительских товаров снизилось на один процентный пункт по сравнению с предыдущим месяцем; общий объем розничных продаж потребительских товаров уменьшился лишь на один процент в годовом исчислении, а это значит, что его масштаб уже сравним с тем, что был в аналогичном периоде прошлого года.

В-четвертых, внешняя торговля и иностранный капитал стабилизировались, а платежный баланс в основном достиг равновесия. В первом полугодии сокращение общего объема импорта и экспорта товаров было значительно меньше, чем в первом квартале. И начиная с апреля экспорт три месяца подряд показывал положительный рост. В июне общий объем импорта и экспорта вырос на 5,1 процента в годовом исчислении.

Резервы иностранной валюты оставались устойчивыми, и обменный курс юаня немного повысился. Внешняя торговля стала одним из активных факторов восстановления китайской экономики.

В-пятых, наращиваются новые драйверы экономики. Новые отрасли набирают обороты: появляются новые бизнес-модели, такие как удаленный офис, дистанционное обучение и интеллектуальное конструирование.

Ускоряется внедрение новых технологий, в частности облачные вычисления, большие данные, искусственный интеллект и так далее. В первом полугодии добавленная стоимость высокотехнологичного производства выросла на 4,5 процента в годовом исчислении, составив 14,7 процента добавленной стоимости продукции ведущих промышленных предприятий, увеличившись на 0,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Операционные доходы отраслей услуг, связанных с новыми технологиями, также демонстрируют рост: объем розничных онлайн-продаж вырос на 14,3 процента в годовом исчислении, составив четверть общего объема розничных продаж потребительских товаров, увеличившись на 5,6 процента по сравнению с 2019 годом.

Экономические меры по поддержке экономики

Восстановление китайской экономики в первую очередь объясняется успешной политикой КНР, взявшей под контроль ситуацию с коронавирусной инфекцией. Благодаря самым строгим и тщательным мерам и профилактике заболеваний Китаю удалось в кратчайшие сроки сдержать эпидемию внутри страны, вернуть свой народ к нормальной жизни, создать необходимые условия для возобновления производства и перезагрузки экономики.

Во-вторых, переход национальной экономики Китая от замедления к росту за последние несколько месяцев показывает эффективность мер, принятых правительством Китая для оживления экономики. А именно, Китай проводит более активную налогово-бюджетную политику, включая увеличение бюджетных расходов, снижение налогов и сборов, снижение арендной платы и процентных ставок для малых и средних бизнесов, которые направлены на стимулирование деятельности субъектов рынка и накопление основных сил для экономического подъема.

Можно сказать, что рост ВВП Китая во втором квартале обусловлен именно восстановлением внутреннего спроса и промышленного производства страны.

В-третьих, впечатляющая динамика экономического восстановления еще раз демонстрирует устойчивость китайской экономики и ее способности к саморегулированию.

У Китая огромный рынок и самая всеобъемлющая в мире производственная система с наиболее полным спектром отраслей, что позволяет стране укрепить готовность к различным рискам экономики, как внутренним, так и внешним.

Кроме того, во время эпидемии появилось множество новых отраслей и бизнес-моделей, таких как цифровая экономика, интеллектуальное производство, онлайн-образование. Они сформировали новые точки роста, которые, несомненно, послужат новыми движущими силами для продолжительного развития экономики Китая.

По прогнозам Оксфордского института экономики, темпы экономического роста Китая достигнут 6 процентов во второй половине 2020 года и 2,5 процента в целом по итогам года.

Китай укрепляет уверенность в выходе из кризиса

Будучи второй по величине экономикой в мире, Китай первым вышел из рецессии и встал на путь роста с начала вспышки пандемии COVID-19. Это будет большим стимулом для экономики других стран и мировой экономики, которые сильно пострадали от эпи­демии.

Ранее Международный валютный фонд (МВФ) предсказывал, что мировая экономика сократится на 4,9 процента в 2020 году. Но если крупная мировая экономика восстановится быстрее, чем ожидалось, то глобальный спад может оказаться мягче.

Переход экономики Китая от спада к положительному росту имеет большое значение для возбуждения позитивной энергии и закрепления уверенности в восстановлении мировой экономики. Будучи важным звеном в международной производственной цепочке, Китай будет оставаться локомотивом мировой экономики, положительная динамика в стране поможет поддерживать стабильные цены на международных рынках сырья и энергоносителей и предоставит больше возможностей для развития всех стран мира.

Несмотря на существующие трудности и вызовы, этот рост возродил надежду на то, что экономика Китая поможет стимулировать восстановление экономики других стран и ускорит приход долгожданного роста мировой эконо­мики.