Районы развивают фирменную торговлю и собственные бренды
Как реально работают региональные программы, какие меры государственной поддержки, утвержденные правительством Новосибирской области, способствуют развитию торговли и других сфер деятельности малого и среднего бизнеса на сельских территориях? И как в итоге выигрывают жители, которые имеют доступ к разнообразным товарам и услугам? Об этом рассказывают участники нашего совместного с минпромторгом медиапроекта «Торговый фронт».
Торговать по-тогучински
Сергей ПЫХТИН, глава Тогучинского района:
— В Тогучинском районе на протяжении долгого времени именно потребительский рынок является одним из основных источников пополнения бюджета. Так, объем розничного товарооборота за прошедший год составил 6 465 миллионов рублей, общественного питания — 288,7 миллиона. Платных услуг населению оказано более чем на миллиард рублей.
В Тогучинском районе активно используют механизмы, разработанные правительством региона для поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в прошлом году восемь предпринимателей смогли взять льготные займы на развитие своего бизнеса в Фонде микрофинансирования Новосибирской области. Очень востребована программа «11-й километр», которую реализует региональный минпромторг: в 2019 году на субсидии предприятиям, доставляющим товары первой необходимости в отдаленные села, из областного бюджета было выделено 892 тысячи рублей. На территории района ежегодно проходят ярмарки, которые также организует и проводит министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
Во многом благодаря всем этим мерам поддержки жители района имеют возможность приобрести самые разнообразные товары. Большинство сельских магазинов сегодня представляют собой мини-маркеты, где можно купить практически все: продукты, средства гигиены, бытовую химию и другие хозяйственные товары, а также комбикорма, саженцы, семена, приспособления для сада и огорода, строительные материалы. Что особенно важно, многое из того, что представлено на полках сельских магазинов, тогучинцы производят сами.
— Самые знаменитые бренды Тогучинского района — это «Зеленый луг» и «Доронинские продукты», а также хлебобулочные изделия торговой марки «Хлебница». Под брендом «КООП» Тогучинский хлебокомбинат предлагает хлебобулочные и кондитерские изделия, мясные и рыбные продукты, — рассказывает Сергей Пыхтин. — Расширяется ассортимент компании «Старый Тогучин», в настоящее время она производит не только пиво, но и безалкогольные напитки. У предприятия развитая сеть доставки продукции до потребителя: 90 процентов реализуется в Новосибирске и только 10 процентов — на территории района. Руководитель компании Сергей Цвей неоднократно награждался за участие в агропродовольственных форумах, выставках и ярмарках. Не могу не отметить и многие другие товары тогучинских производителей, которые, несомненно, пользуются большим спросом как у жителей района, так и всей Новосибирской области.
География обширная
Алик АНДРОНОВ, глава города Куйбышева:
— В Куйбышеве два рынка. В народе их называют «колхозный» и «городской». Здесь местные пенсионеры и приезжие дачники реализуют излишки своих урожаев. Благодаря госпрограмме для них есть специальные льготные торговые места. Оба наших рынка — центры притяжения для сельхозтоваропроизводителей, находящихся в соседних районах. Торговать сюда приезжают производители молочных продуктов из Барабинска и Северного, Венгеровский мясокомбинат. География обширная — от Татарска до Куйбышева. «Колхозный» рынок предоставляет жителям города около четырехсот рабочих мест, «городской» — не меньше сотни. Здесь же продают и промышленные товары. Поставщики — из Новосибирска и Омска. Для жителей Куйбышева рынок — это возможность купить недорого свежие и качественные продукты. Впрочем, на рынок ходят не только за продуктами, но и пообщаться, прицениться, узнать последние новости.
Мечтаем о таких автолавках
Вера РООР, председатель совета Венгеровского производственно-торгового потребительского общества:
— У нас сильная сеть потребительской кооперации — 41 магазин действует на территории района. И с каждым годом мы совершенствуем нашу материально-техническую базу. Венгеровское производственно-торговое потребительское общество обслуживает восемь населенных пунктов нашего района, в некоторых нет никаких магазинов. Есть и такие населенные пункты, где торговые точки работают, но нашего присутствия, то есть потребительской кооперации, нет. Главная причина — отсутствие кадров, на сегодняшний день в этих населенных пунктах просто нет продавцов. Причем такая ситуация, к сожалению, не только в нашем районе. Возраст продавцов в сельской местности — пенсионный и предпенсионный. Поэтому, если смотреть в будущее, автолавка — это один из основных способов обеспечить население продуктами, причем вовремя.
Сейчас, чтобы доставить в населенные пункты товары первой необходимости, мы пользуемся своим транспортом. Но мечтаем об автолавках, которые намного отличаются от тех, что были в восьмидесятые годы. Современная автолавка представляет собой фургон специального назначения, который оснащен холодильным оборудованием, шкафами и полками для хранения товаров, источником электроэнергии, а учитывая пожелания заказчика, еще и платежным терминалом. Такой автомобиль для нас, конечно, находка.
В этом нам может помочь только правительство Новосибирской области. Мы работаем в тесном контакте с региональным минпромторгом. Программа «11-й километр» — большая помощь для нас. С 2019 года мы стали получать 500 тысяч три раза в год, для нас это очень существенно. Потому что доставка — одна из самых затратных статей. И мы уже в курсе, что внедрена еще одна программа господдержки — компенсация части расходов на приобретение автолавок. Это тоже очень важно для стимулирования торговли в малонаселенных и отдаленных селах и деревнях.
Сельмагам нужна модернизация
Галина СКЛЯРОВА, заместитель главы Ордынского района:
— Одна из главных задач сельской торговли — обеспечение товарами народного потребления отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, в нашем районе 41 такое поселение. На них ориентирована региональная программа «11 километр».
Еще один вопрос, который мы, как местная власть, видим: сельпо в деревнях — в аварийном состоянии. Предлагали их в аренду предпринимателям, но за этот бизнес берутся не многие, потому что у субъектов МСБ нет средств, которые можно было бы инвестировать в ремонт торговых площадей.
В нашем районе 261 объект продовольственной и непродовольственной торговли. Во время пандемии предпринимателям, реализующим промтовары, пришлось туго — они потеряли выручку. Несмотря на это, ни один магазин у нас не закрылся. В том числе благодаря господдержке.
Точка притяжения местных фермеров, жителей и гостей Ордынки — Центральный рынок. Крестьяне из Петровки, Усть-Луковки, других близлежащих деревень приезжают сюда торговать мясом, молоком и молочными продуктами, яйцом и птицей. Их товары пользуются большим спросом у горожан, которые отдыхают в Ордынском районе, ведь фермерская продукция — экологически чистая, без химии.
В районе много сетевых магазинов. На кассах в этих супермаркетах всегда очереди, так как там можно купить продукты недорого. К тому же ретейлеры постоянно проводят скидочные акции, это привлекает народ.