Мало в дорогу вложить миллионы
Корреспондент «Советской Сибири» лично убедилась, что брак по нацпроекту БКАД не скроешь, даже если работать ночью
В этом году в Новосибирской области по федеральному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтируют два миллиона квадратных метров дорожного полотна. Это площадь 280 футбольных полей.
Новосибирск, как любой большой город, не спит никогда. Поэтому даже в 11 часов вечера движение на Бердском шоссе оживленное. Водители согласно временным знакам дорожного движения притормаживают и аккуратно проезжают вдоль конусов, мигающих красными светодиодами, — они означают, что на этом участке идет ремонт. Вся дорожная техника оснащена сигнальными огнями, чтобы автолюбители, двигающиеся в ночи, издалека видели ремонтников. Дорожники работают с 11 вечера до 6 утра — глубокой ночью движение все-таки не такое интенсивное, как днем. Перекрывать дороги нельзя — это парализует мегаполис.
А дорога серою лентою вьется
Улица Большевистская и Бердское шоссе, где идут дорожные работы, — одна из главных магистралей, соединяющих Новосибирск с Академгородком и наукоградом Кольцово, крупными городами областного подчинения Бердском и Искитимом. Бердское шоссе плавно переходит в федеральную трассу М-54, по которой едут на Алтай и дальше — к границе с Монголией.
В данный момент работы ведутся на двух участках: от моста через Иню до остановки «Карьер Борок» и на перекрестке Бердского шоссе и проспекта Строителей. Общая стоимость работ — 181 миллион рублей. Общая протяженность двух отрезков — четыре километра.
На первом участке строители выполнили фрезерование уже 90 процентов и заасфальтировали 50 процентов площади. Ко второму участку приступили недавно.
На этих двух участках подрядчик применил инновационную технологию устройства асфальтобетона — впервые в Новосибирске. А в регионе эта технология уже использовалась в пошлом году при ремонте федеральных трасс. Суть ее в том, что вяжущее вещество, от которого в конечном итоге зависит долговечность асфальтового покрытия, подбирается в зависимости от интенсивности движения. Кроме того, учитываются климатические особенности региона. Например, Большевистская и Бердское шоссе способны выдержать температуру от плюс 64 до минус 40 градусов.
Для проверки не меньше трех кернов
Бердское шоссе очень четко подходит под критерии национального проекта: дорога является вылетной магистралью, которая имеет агломерационный эффект. Кроме того, здесь самая высокая интенсивность движения, поэтому обеспечить безопасный и беспрепятственный проезд по шоссе стало важной задачей. В прошлом году ремонтировали один участок шоссе, а в этом году приводят в порядок целых три. Таким образом, в этом году благодаря нацпроекту новый асфальт появится на всей протяженности Бердского шоссе — это около 11 километров.
Фото с сайта nso.ru
Чтобы дорога реально выдерживала такую нагрузку, технологию ремонта нужно соблюдать неукоснительно: следить за температурой асфальтобетонной смеси. Если она ниже норматива, асфальт не «схватится», в нем образуются поры, в которые будет попадать вода — при замерзании она разрушает дорожное покрытие. Собственно, именно из-за этого в Сибири каждую весну асфальт сходит вместе со снегом.
Асфальтобетонную смесь разравнивают асфальтоукладчиком, а потом укатывают три раза: сначала самым легким катком, потом средним, а потом тяжелым. После укладки проверяют качество: вырубают керн (небольшой квадрат асфальта) и тестируют его в специальной лаборатории. По нормативам для проверки нужно брать не меньше трех кернов на шесть тысяч квадратных метров.
Идут с опережением
Ранняя, теплая и сухая весна этого года позволила дорожникам начать ремонт раньше традиционных сроков. Сейчас работы по проекту «БКАД» идут с опережением графика.
Как рассказал начальник Управления дорожного строительства Юрий Демин, в этом году предстоит реконструировать три вылетные магистрали: ул. 2-ю Станционную, ул. Кедровую и Гусинобродское шоссе. Еще три объекта будут капитально отремонтированы. Это улицы Владимировская, Большевистская и Бердское шоссе. Капитальный ремонт подразумевает обновление не только дорожного полотна, но и тротуаров, светофоров. Особое внимание при выполнении работ по проекту «БКАД» уделяют объектам безопасности — дорожным знакам, разметке, пешеходным ограждениям.
В общей сложности в плане этого года — 92 объекта. На 70 из них начались работы. Одиннадцать улиц дорожники уже отремонтировали.
Бой бракоделам!
Министр транспорта Анатолий Костылевский акцентировал внимание на контроле качества. Он сам раз в две недели выезжает на ночные проверки (как уже сказано, оживленные улицы ремонтируются ночью). Кроме этого, за каждым сотрудником минтранса закреплены конкретные объекты. Ход работ чиновники инспектируют вместе со специалистами, а также активистами из ОНФ и общественного совета при минтрансе. В таком же составе осуществляют приемку выполненных объектов. Учитывают и жалобы жителей.
В основном на дорогах Новосибирска две беды: колейность и просадки в местах примыкания колодезных люков. Обе они случились на отремонтированной в прошлом году улице Станционной. Теперь подрядчик переделывает работу. На Красном проспекте исполнители перекладывают тактильную плитку для слабовидящих: она была смонтирована в прошлом году, но после зимы потеряла свои свойства. Из-за пандемии возникла задержка с поставкой новой плитки. Поэтому срок устранения брака продлили до 10 июня.
По итогам проверки гарантийных работ весной этого года брак был обнаружен на 164 объектах. Бракоделов обязали устранить дефекты до 1 июня текущего года. На 131 объекте это уже сделано.
Плановая проверка всех гарантийных объектов проводится весной, после того как сойдет снег. Но это не значит, что контроль качества осуществляется всего лишь раз в год. Минтранс оперативно реагирует на сигналы от жителей, которые приходят на электронную почту министерства или в группу в соцсети «ВКонтакте».
Гарантийный срок на дорожные объекты варьируется от пяти лет (на дорожное полотно) до восьми лет (на искусственные сооружения). Гарантия на дорожные знаки, ограждения составляет семь лет. Сейчас в Новосибирской области на гарантии 208 объектов — все элементы дорожной инфраструктуры, построенные по программе БКАД с 2017 года.
КОММЕНТАРИЙ
Анатолий КОСТЫЛЕВСКИЙ, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
— Прошу обратить особое внимание на качество. В прошлом году с этим было много проблем. Ни рубля бюджетных денег на устранение дефектов не идет, но подрядчики, переделывая брак, теряют драгоценное время. Автомобилисты не должны страдать из-за их недобросовестности. Колея и просадки вокруг колодцев — возьмите это на особый контроль, так как эти дефекты дорожного покрытия ведут к повреждению автомобилей и авариям. Чтобы водители не страдали, предлагаю устранять эти дефекты силами других организаций, а счет выставлять организации-бракоделу. До конца июня прошу закончить устранять брак.