Добровольцы по крови
Наш регион — один из лидеров в Российской Федерации по числу доноров
Новосибирский клинический центр крови приступил к обследованию доноров на антитела к COVID-19 и готов изготавливать антиковидную плазму. С работой центра 22 мая ознакомился первый заместитель губернатора Юрий Петухов.
Лечение больных с тяжелой формой коронавирусной инфекции плазмой доноров, переболевших COVID-19, — метод абсолютно новый. Исследования в этой области ведутся в трех субъектах Федерации — Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Юрий Петухов отметил хорошую организацию работы в учреждении и важность того, что, несмотря на пандемию коронавируса, темпы заготовки крови не снизились. А значит, оказание экстренной медицинской помощи в регионе остается на высоком уровне. Кроме этого, сфера исследований Центра крови расширяется в соответствии с современными тенденциями.
«Здравствуйте, я донор»
Регина — молодая женщина, но уже донор со стажем. В день встречи с журналистами она сдала кровь в 31-й раз. А впервые сделала это в 18 лет.
— У меня мама — врач и донор, — говорит Регина. — Я мечтала пойти по ее стопам с раннего детства, поэтому отправилась в Центр крови буквально на следующий день после совершеннолетия. Сейчас я, так же как мама, врач и регулярный донор.
Главный врач Новосибирского клинического центра крови Юлия Моор говорит, что Сибирь — территория безвозмездного донорства: никаких денег доноры не получают. Таким образом, всеми людьми, решающими отдать свою кровь больным, которые в ней нуждаются, движет исключительно желание помочь ближнему.
Как это работает в условиях пандемии?
Из-за коронавируса путь к донорскому креслу стал немного длиннее. На входе в Центр крови измеряют температуру. Тем, у кого термометрические показатели повышены или есть признаки респираторных заболеваний, предлагают прийти в другой раз. Это делается для сохранения здоровья самих доноров, коронавирус через кровь не передается — это уже установили ученые.
Кроме этого, на этапе регистратуры отсекают тех, кому донорство категорически противопоказано, — имеющих инфекционные заболевания в анамнезе, хронические болезни, близорукость больше чем минус 6 диоптрий, вес меньше 50 килограммов.
По словам Юлии Моор, число доноров из-за пандемии не уменьшилось — в день приходит 150–180 человек. Меры безопасности — беспрецедентные. Как говорится, мышь не проскочит.
К донорам здесь относятся как к ВИП-персонам и делают все для их комфорта. На сдачу крови можно записаться через сайт на удобное для себя время. К этому дню в центре подготовят карту донора. Чтобы сократить общение до минимума и тем самым сэкономить время, на обязательные вопросы донор отвечает, заполняя анкету.
Затем путь альтруиста лежит в лабораторию, где определяют его группу крови, резус-фактор и наличие в крови лишних антител.
Запас всегда есть, и он пополняется
— Самые распространенные группы крови — первая положительная, вторая положительная. В Новосибирской области самая редкая кровь — третья отрицательная. Нечасто встречается и четвертая группа с отрицательным резусом, — рассказывает Юлия Моор. — Но и пациентов с редкой кровью тоже довольно мало. Запасы крови в нашем центре не снижаются меньше чем до 200 доз на сутки. Поэтому так, чтобы потребность была, а подходящей крови не было, за последние десять лет не случалось.
Донорская кровь необходима пациентам с гематологическими заболеваниями, онкологией, при повреждениях, связанных с большой кровопотерей (аварии, ранения, тяжелые роды). Онкологические больные получают поддержку тромбоцитами во время курсов химиотерапии. Большие дозы донорской крови нужны младенцам, появившимся на свет с гематологической болезнью новорожденных, когда у матери и плода возникает резус-конфликт, в результате которого эритроциты в крови ребенка погибают. Если в первые часы жизни не провести заместительное переливание крови, новорожденный может умереть.
Ежедневно 500 проб
— Кровь — это такой же сложный орган, как и все остальные. Поэтому гемотрансфузия сравнима с пересадкой органов, и так же, как при пересадке органов, необходимо определить совместимость с организмом больного, иначе могут быть осложнения вплоть до летального исхода, — продолжает Юлия Моор.
Порой выяснить, какая донорская кровь нужна конкретному больному, бывает сложно: есть много заболеваний, при которых группа и резус-фактор не определяются стандартными тестами. Кроме того, при аутоиммунных патологиях в крови больного вырабатывается множество антигенов, которые могут вступить в конфликт с донорской кровью. Когда у врачей возникают такие проблемы, их решают специалисты Центра крови.
После того как кровь исследована на группу и резус-фактор, донор проходит в биологическую лабораторию, где работают с геномами вирусов. Через кровь передаются такие опасные инфекции, как гепатит В и С, ВИЧ, туберкулез. Ежедневно в этой лаборатории тестируют около 500 проб.
Кроме того, фамилию донора «пробивают» по картотеке, в которую с 1996 года заносится информация обо всех случаях заболеваний опасными инфекциями. Людям, заразившимся ими, нельзя быть донорами.
Когда и кровь по заказу
В то же время ограничений по возрасту не существует — все зависит от здоровья. Юлия Моор рассказала, что самый возрастной донор в Новосибирской области живет в Искитиме, ему около 80 лет, и он всю жизнь сдает кровь. А большинству доноров в регионе — 25–45 лет. То есть это люди в расцвете сил, что, безусловно, хорошо для пациентов и для врачей.
Полученную донорскую кровь закладывают в центрифуги и разделяют на три компонента — эритроциты, тромбоциты и плазму. Компоненты хранят в гигантских холодильниках при разной температуре. Отсюда донорский материал поступает в больницы области. При этом в ЦРБ отдаленных районов всегда есть стратегический запас, ведь если там кому-то срочно понадобится кровь, то из города могут не успеть довезти — область у нас большая.
Главврач подчеркнула, что скоропортящиеся и редкие компоненты заготавливают только по заказу — нельзя допускать, чтобы такой ценный продукт, как человеческая кровь, проливался впустую.
КСТАТИ
В Новосибирском клиническом центре крови действует лаборатория иммунологического типирования доноров стволовых клеток, на базе которой создан Сибирский регистр доноров клеток костного мозга (гемопоэтических стволовых клеток). Сибирский регистр считается самым эффективным в мире. На 1 января 2020 года заключено 1 655 соглашений с потенциальными донорами ГСК, пять из которых уже совершили донации стволовых клеток для неродственной трансплантации. Все операции проведены успешно.