Истребитель в строю «Бессмертного полка»
Истребитель времен Великой Отечественной войны, восстановленный новосибирскими авиареставраторами, принял участие в воздушном параде 9 Мая
В День Победы легендарный истребитель летел в небе над мирной и праздничной столицей Сибири, а с балконов высоток ему махали руками люди.
Именно на таком МиГ-3 начинал свою боевую биографию в небе Великой Отечественной наш земляк Александр Покрышкин.
Словно на машине времени
Накануне главного праздника нашей страны — Дня Победы, на который был запланирован воздушный парад, состоялся тренировочный вылет возрожденного истребителя. На этой репетиции побывали корреспонденты газеты «Советская Сибирь».
Мы приехали 8 мая на территорию новосибирского предприятия СибНИА им. С. А. Чаплыгина. Сегодня самолет времен Великой Отечественной войны — легендарный МиГ-3 должен взмыть в небо. И вот он уже стоит на площадке перед дверями ангара с открытой кабиной в ожидании летчика. Можно подойти и потрогать гладкое зеленое крыло. А низ у машины голубой. Это цветомаскировка. Чтобы сложнее было заметить самолет, когда он летит на фоне голубого неба. А на фоне земли он теряется среди зелени. Я прищуриваю глаза и мысленно словно оказываюсь в далеком 1941 году. Истребитель будто перенесли в наш 2020 год на машине времени! На борту самолета шесть звезд — это значит, что летчик сумел на нем сбить шесть немецких боевых машин!
Этот красавец МиГ-3 появился в наше время благодаря кропотливой работе новосибирских авиареставраторов. Искореженный истребитель достали из болота.
Директор СибНИА имени С. А. Чаплыгина, депутат Совета депутатов города Новосибирска от фракции «Единой России» Владимир Барсук рассказал героическую историю летчика и его боевой машины. Было выяснено, что 2 сентября 1941 года этот самолет вел Иван Крапивко. Три советских самолета — все МиГи — возвращались на базу. Но в районе озера Селигер их внезапно атаковали четыре немецких мессершмитта. Во время атаки все наши машины были сбиты. Два летчика погибли, а Иван Крапивко остался жив. И в течение последующих нескольких месяцев уничтожил шесть немецких самолетов. В феврале 1942 года во время воздушного боя над Сталинградом летчик погиб.
Владимир Барсук продолжает:
— Когда самолет в сентябре 1941 года сбили, он утонул в болоте, где и пролежал 71 год. В 2012 году боевую машину подняли. От нее мало что сохранилось. Но на борту еще было видно шесть звезд — по числу уничтоженных фашистских самолетов. Собирали истребитель по винтикам, восстанавливали чертежи, изучали военную хронику и фотографии. Нам очень важно было не только максимально сохранить оригинальные части, но и обеспечить безопасность тех, кто будет на нем летать. Чтобы поставить МиГ на крыло, понадобилось три года. В 2014 году на восстановленной машине были выполнены первые полеты. В 2016 году этот самолет уже принимал участие в воздушном параде в Новосибирске. В нынешний, юбилейный год Победы очень важно, чтобы именно этот боевой истребитель времен Великой Отечественной войны поднялся на крыло и пролетел над городом 9 Мая как участник «Бессмертного полка». Сейчас вы станете свидетелями самой крайней перед праздником тренировки.
Владимир Евгеньевич улыбнулся и пошел к самолету. Он легко поднялся в кабину и махнул рукой. Тяжелый автомобиль на тросе потянул МиГ-3 на летное поле. Еще почти час ожидания — ведь перед полетом нужно проверить, как работают все узлы и системы, — и машина, взревев двигателем, взмыла в небо.
Кстати, мощный по тем временам двигатель АМ-35А, стоявший на истребителе, сыграл в его судьбе роковую роль. Благодаря такому «сердцу» истребитель с полетной массой более трех тонн мог подниматься на высоту до 12 тысяч метров, летать с максимальной скоростью 640 километров в час на высоте около 8 тысяч метров и со скоростью 500 километров в час — у земли. Но такие двигатели нужны были и для необходимых Красной армии как воздух штурмовиков Ил-2. Военная промышленность СССР в начале войны не могла обеспечить мощными двигателями все самолетостроение. Поэтому по распоряжению И. В. Сталина выпуск МиГ-3 прекратили.
Этот тип истребителя очень полюбился нашему земляку трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину, совершившему на нем свои первые боевые вылеты, освоившему тактику воздушного боя, творчески развившему ее и превратившему в особого рода искусство под лозунгом «Наука побеждать».
Легендарный самолет над Новосибирском
Тем временем, совершив тренировочный полет, МиГ-3 вернулся. Сделав круг почета на фоне синего, облитого солнцем неба в сопровождении разработанного в СибНИА самолета ТВС-2МС, он благополучно приземлился на летном поле.
9 Мая, в День Победы, истребитель также пролетел над Новосибирском сразу после воздушного парада с участием современных самолетов. Кстати, таких самолетов МиГ-3 времен Великой Отечественной войны в мире всего три, и все они восстановлены в Новосибирске. Два из них находятся в России.
После тренировочного полета заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Барсук признался, что управлять МиГ-3 непросто.
— Скорость у него высокая, но обзор ограничен. В 1941 году, когда его проектировали, не обращали внимания на эргономику, тогда другие задачи стояли. Поэтому современным летчикам летать на такой машине сложно, — объяснил пилот. — Этот самолет вовсе не первый из числа тех, что восстановили в нашем институте. Таких уже несколько. Реставрируем боевые машины по проекту «Крылатая Память Победы», во главе которого Борис Леонидович Осятинский. Лично на мне ответственность за летную годность и испытания.
Владимир Евгеньевич рассказал, что у новосибирского научно-исследовательского института сейчас много заказов. На испытаниях находятся несколько типов отечественных самолетов, в том числе гражданские. Есть контракты с ОКБ Сухого и Туполева, Фондом перспективных исследований. Кроме того, сотрудники работают в области проектирования и модернизации авиационной техники. Работы хватает, заказами загружены на ближайшие два-три года. Такие перспективы дают надежду российскому самолетостроению. А нам, новосибирцам, есть чем гордиться!
Больше информации о деятельности Совета депутатов г. Новосибирска читайте на официальном сайте https://gorsovetnsk.ru/