USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Здесь делают одежду для дорог

Светлана ФРОЛОВА
Когда и как будут асфальтироваться новосибирские дороги, очень интересует горожан. Старт ремонтов тоже окажется в фокусе внимания обещественности и СМИ. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ
Когда и как будут асфальтироваться новосибирские дороги, очень интересует горожан. Старт ремонтов тоже окажется в фокусе внимания обещественности и СМИ. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Завод под Искитимом выпускает за один час 120 тонн асфальта

Обозреватель «Советской Сибири» побывала на одном из 14 асфальтобетонных заводов Новосибирской области и узнала, почему новосибирские дороги приходится часто латать, бывает ли хороший асфальт и из чего его делают.

Завод работает в Искитимском районе с 2014 года. Выпускаемая им асфальтобетонная смесь соответствует нормативам и требованиям и используется для ремонта дорог в Искитимском, Черепановском и Сузунском районах.

Карантин — не помеха

В этом году благодаря теплым зиме и весне, а также своевременному проведению аукционов по выбору подрядных организаций дорожно-строительный сезон в регионах, принимающих участие в нацпроекте «БКАД», стартовал досрочно: во многих субъектах подрядчики вышли на объекты уже в феврале — марте.

Даже пресловутый карантин не помешал плановому ремонту. Согласно дополнениям Минтруда России к рекомендациям работникам и работодателям в связи с указом Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», организации сферы дорожного хозяйства отнесены к непрерывно действующим.

Предсказуемо и разумно, что особенно активно дорожники взялись за участки, ведущие к больницам. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» приведут в порядок более 800  трасс, по которым пациентов доставляют в медицинские учреждения. Кстати, в прошлом году часть из них уже отремонтировали, а оставшиеся попали в план 2020 года. В Новосибирской области в программу вошли 27 улиц, ведущих к больницам (для сравнения, в Свердловской области — 24 улицы, в Ставропольском крае и Нижегородской области — 23, в Самарской области — 22, в Хабаровском крае и Костромской области — 21).

По словам заместителя руководителя Росавтодора Игоря Костюченко, подрядные организации не только выполняют устройство дорожного полотна, но и приводят в порядок тротуары и пешеходные переходы, а где нужно — устанавливают светофоры и барьерные ограждения, наносят разметку.

— В первую очередь нужно обеспечить комфортный, безопасный, а главное — быстрый подъезд к лечебным учреждениям, потому что от скорости оказания помощи зачастую зависят жизни людей, — подчеркнул Игорь Костюченко.

Горы асфальта

Пятьдесят тысяч тонн мелкого и крупного щебня — такие Каракумы можно увидеть, чуть отъехав от Новосибирска, на заводе «Номбус 120» под Искитимом. Все это совсем скоро превратится в асфальт.

Сейчас 14 заводов Новосибирской области уже начали выпускать асфальтобетонные смеси для дорожных работ — в общей сложности 995 тонн в час. Всего же в регионе заводов, которые производят горячие асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон, — 35. Вот этот самый асфальтобетон и будет использоваться в этом году для ремонта.

Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Раствор смешивается и выгружается в машину прямо перед заливкой,  чтобы не остыл в пути. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

— Проверить готовность таких объектов необходимо, ведь при выполнении дорожных работ важно использовать качественные материалы, которые будут служить долго, — сказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Ставицкий во время визита на искитимский завод. — Сейчас развернуты работы на трассе Новосибирск — Кочки — Павлодар. Здесь закончили отсыпать земляное полотно, продолжается отсыпка щебеночного основания. Как только распогодится, дорожники приступят к устройству верхних слоев дорожной одежды из асфальтобетонной смеси. Работу по остальным объектам предполагается развернуть в соответствии с планируемым началом дорожно-строительного сезона, в конце апреля — в мае. Поручение выполнить все намеченные объемы дорожных работ в срок, несмотря на коронавирус, дано главой региона Андреем Травниковым.

Также Сергей Ставицкий уточнил, что в этом году в регионе готовы отремонтировать, реконструировать и построить 441 километр автодорог регионального, межмуниципального и местного значения. Из них в рамках национального проекта — 170,8 километра. Окончание работ пока запланировано на октябрь.

В этом году на участках, ремонтируемых по нацпроекту «БКАД», будут укладывать щебеночно-мастичный асфальтобетон. В его составе больше цельного щебня, чем отсева дробления. По словам Сергея Ставицкого, такое покрытие будет прочнее.

— В этом году на реализацию национального проекта запланировано почти
4,5 миллиарда рублей, — напомнил заместитель министра. — Это средства из федерального, местного и регионального бюджетов. Сейчас заключены все контракты, запланированы 95 участков автомобильных дорог.

Через три сита

Завод «Номбус 120» обслуживают всего… четыре человека — два битумщика и два оператора. Работают они вахтовым методом. Практически весь процесс производства автоматизирован.

Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Будущее дорожное покрытие в руках лаборанта. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

— Главное — состав, который даст нам лаборант. Все остальное — работа погрузчика, подать вовремя материал, — объяснил Сергей Дулепов, директор Черепановского ДРСУ ОАО «Новосибирскавтодор».

Мы в лаборатории завода. Вдоль стен стоят приборы, с помощью которых асфальтобетобетонную смесь проверяют на прочность, устойчивость к воздействию воды и низких температур. На столе в центре помещения — почему-то сито. Через него будущий асфальт пропускают три раза. Этот вид исследования называется рассевом зернового состава и позволяет выявить, сколько пыли даст дорожное полотно. Если ее будет больше нормы, зафиксированной в ГОСТе, покрытие быстро потрескается.

— Работа начинается с лаборатории, — рассказала инженер-лаборант Наталья Черноусова. — Сперва делается подбор материала, рассев инертных материалов — фракций, а проще говоря, камушков разных размеров, — которые входят в компонент асфальтобетонной смеси, чтобы узнать ее состав. Потом добавляется битум и замешивается асфальт. И  начинаем в лаборатории его формовать. Заформованный асфальтобетон стоит сутки. Потом я его проверяю по ГОСТу. И только если асфальтобетон прошел все испытания, мы запускаем его в работу. Дальше выходим на дорогу, закатываем асфальт и делаем пробу. Еще раз проверяем — произошло ли уплотнение? Если смесь действительно выдержала все испытания, значит она спокойно будет лежать и на дорогах.

Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

В лаборатории стоят самые современные приборы. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Благодаря современным технологиям тонну асфальта можно изготовить меньше чем за минуту. От машиниста смесителя асфальтобетона Николая Варина мы узнали, что сначала машинист погрузчика подает материал, и он сушится в сушильном барабане при температуре 150 градусов.

— Затем смесь подается наверх, смешивается и выгружается уже в машину, — рассказал Николай Варин. — Как видите, процесс почти полностью автоматизирован. А смешивают раствор прямо перед заливкой, чтобы не остыл в пути.

По словам Сергея Дулепова, дорожники уже приступили к ямочному ремонту, но основной объем работы запланирован на апрель — начало мая.

— Согласно проектно-сметной документации, наша смесь должна выдержать на дорогах от пяти до семи лет, — подчеркнул директор завода.

КОММЕНТАРИИ
Сергей ДУЛЕПОВ, директор Черепановского ДРСУ ОАО «Новосибирскавтодор»:
— На износ покрытия сейчас влияет в том числе повальное увлечение автомобилистов шипованными шинами. Вы, наверное, видели на дороге колейность? Так вот колейность — это износ покрытия. Еще на износ влияют интенсивность движения, погодные условия — у нас в жару асфальт становится мягче, а зимой, наоборот, замерзает. Плюс ко всему транспорт всегда идет по одной колее, в одном направлении. Вообще, идеальный ремонт дорог, конечно, не когда латают отдельную ямку, а когда меняют покрытие полностью. Однородное покрытие держится лучше. Ямочным ремонтом невозможно исправить дорогу радикально и продлить срок ее эксплуатации, можно лишь обеспечить безопасность. Но для полного перекрытия нужны очень большие средства. Дорога — это очень недешевое сооружение. Что касается бетонных дорог, гарантийный срок у них, конечно, дольше. Но они дороже в производстве. Да и асфальт со временем становится дороже из-за изменения технологий. Увеличивается также цена производства и доставки. Одна тонна асфальтобетонной смеси стоит от 2,5 до 3,5 тысячи рублей в зависимости от смеси. В грузовик помещается 35–40 тонн.

СПРАВКА
Объем дорожного фонда Новосибирской области на 2020 год составляет 16 миллиардов рублей. Средства предусмотрены на ремонт, капремонт, реконструкцию, проектирование, содержание автомобильных дорог и другие работы.
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» («БКАД» или «БКД 2.0») реализуется в России в соответствии с указом Президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Паспорт проекта утвержден в 2018 году советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
Финансирование, предусмотренное региональным проектом «Дорожная сеть (Новосибирская область)» на 2020 год, составляет 4 миллиарда
662,7 миллиона рублей, из которых 1 миллиард 490 миллионов рублей выделит федеральный бюджет, 2 миллиарда 394,4 миллиона — областной.