USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Зоопарк на карантине

Эльвира НОВИКОВА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Как накормить животных без посетителей?

28 марта Новосибирский зоопарк имени Р. А. Шило впервые за всю историю его существования закрыли для посещений — до 30 апреля, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Но животных необходимо кормить.

Новосибирский зоопарк — единственное подобное учреждение в России, существующее на собственные средства. Во всем мире обходится без государственных дотаций еще один — в Сингапуре. Но сейчас посетителей в нашем зоопарке нет. Как и «финансовой подушки», чтобы пережить это тяжелое время.

Губернатор Андрей Травников уже поручил министерству финансов и налоговой политики области помочь Новосибирскому зоопарку. Деньги на содержание животных будут выделены из регионального резервного фонда.

— Зоопарк направил соответствующий расчет, в целом просьба поддержать. Нужно посмотреть обоснованность цифр. Сумма, которая выделяется из резервного фонда на зверей, не должна быть больше той, которую мы выделяем на людей, — сказал глава региона.

Новосибирский зоопарк — самый крупный за Уралом, сейчас здесь содержится около 11 тысяч особей 770 видов. Из них более 350 видов — редкие и исчезающие, занесенные в Международную Красную книгу. На 110 видов ведутся племенные книги. Наш зоопарк участвует в международных программах сохранения редких и исчезающих видов.

Рацион почти у всех видов разный, и соблюдать его необходимо, иначе звери заболеют. Каждый день зоопарку требуется 90 наименований кормов. Например, тиграм надо до 10 килограммов мяса. Причем если сегодня говядина, то завтра — курятина, а послезавтра — кролик, молоко с яйцом. Белый медведь ежедневно съедает пять килограммов рыбы, пять килограммов мяса, любит рыбий жир, морковку. «На стол» орангутангам подавай бананы, ананасы; сернам, оленям, козам — сено. Медведям здесь варят варенье. Ежегодно приходится закупать более 100 тысяч тонн мяса, десятки тысяч килограммов яблок, моркови, сотни яиц, тысячи литров молока.

В зоопарке рассказали о строгих карантинных мерах. Сотрудники не ездят на общественном транспорте — их из дома доставляют на специальном автобусе. На территории зоосада все носят маски и бахилы. Три раза в день измеряют температуру. Заместитель директора по науке Ольга Шило говорит, что тесный контакт с животными и до этого был запрещен, а сейчас тем более. Она пояснила:

— Животные все равно остаются дикими, поэтому их поведение непредсказуемо. Люди для них — это стресс. А сейчас, во время карантинных мероприятий, сотрудники стараются даже близко не приближаться. Многим четвероногим принесли новые игрушки.

Режим без посетителей, похоже, понравился почти всем обитателям зоопарка — они стали более активными. Хотя, возможно, свою роль сыграло потепление — звери рады солнышку.

Скучают без людей только шимпанзе. Дело в том, что они были выращены в неволе. В 2017 году двух двухлетних детенышей незаконно ввезли в Россию — необходимых документов на животных не было. Поэтому их изъяли на алтайской таможне. Малыши — мальчик и девочка — сначала всего боялись. Но вскоре стали выходить из домика в вольер. Всегда тесно обнявшись, что совсем не удивительно: в природе они еще два года были бы возле своих матерей. Сотрудники Новосибирского зоопарка постарались заменить их.

Посетители полюбили шимпанзе за веселый и неугомонный нрав. Возле их клетки всегда много народу.

Орангутанг Бату тоже любит общество. Летом он играл с гостями в рыбалку — закидывал один конец веревки на верх стеклянной стены, где решетка, и спускал его вниз, к посетителям. Кто-нибудь из них привязывал к веревке банан, и предприимчивый орангутанг ловко доставал себе десерт. Но вскоре «орудие лова» у рыжего хитрюги забрала сотрудница. Она объяснила, что такое развлечение можно устраивать только под присмотром, чтобы посетители не дали обезьяне вредной еды.

В зоопарке рассказали, что нынешним летом планировали реконструировать медвежьи вольеры. Эти клетки в конце 80-годов были построены самыми первыми. Хищникам в них тесно. Предполагалось расширить пространство для мишек, возвести зимнее помещение. Но теперь все это под вопросом. Главное сейчас — сохранить всех животных и птиц.