USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Турбизнес пал, что дальше?

Екатерина СОСНИНА

Излечившись от коронавируса, мир изменится. Первыми последствия эпидемии ощутил на себе малый бизнес. Владельцы кафе и ночных клубов закрывают заведения — посетителей нет. Без работы остались турфирмы, пустуют гостиницы. Мы вступаем в кризис. Социальные сети разрываются от прогнозов.

Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Сonsulting: «Пострадают практически все сферы деятельности. На фоне перевода сотрудников в онлайн во многих фирмах произойдут сокращения. Производительность труда в таком режиме неизбежно снизится. Соответственно, зарплаты тоже. Одним словом, в ближайшие годы мы будем жить хуже, чем раньше. Кризисная ситуация продлится около трех лет. Как показывает опыт, кризисы в России переживаются тяжелее, чем в других странах».

Ольга Лесневская, политолог: «Есть версии, что коронавирус — явление рукотворное. В это я не верю, а вот в том, что вокруг ситуации искусственно нагнетается истерия, не сомневаюсь. Людьми, пребывающими в панике, легко управлять. Объективное негативное последствие для населения — повысятся цены, в первую очередь на продукты, стоимость которых зависит от доллара. Если раньше новосибирец отдавал тысячу рублей за билет на концерт, теперь делает вклады в гречку».

Ольга Валиева, старший научный сотрудник Института экономики СО РАН: «Поскольку в структуре экономики города преобладает торговля, последствия введения карантинных мер будут очень серьезными. Пострадают и сфера услуг, и транспорт, и туризм. Упадут доходы. Если правительство не сможет предложить адекватных мер по поддержке платежеспособного спроса со стороны населения и компенсационные меры для бизнеса, то экономика уйдет в глубокий минус. Как следствие, бюджет недополучит средства для выполнения социальных обязательств. Это будет сложным испытанием для власти. Но! Наше преимущество — Новосибирск останется крупным хабом, имеющим стратегическое значение для страны. И надо учесть еще два важных пункта: сельское хозяйство и пищевая отрасль в регионе достаточно сильны. А это всегда стабильный спрос, доходы и налоги. Поэтому для нас критически важно сохранение и приумножение несырьевого потенциала».