USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Платонические» тревоги, или В чём беда грузоперевозчиков?

Екатерина СОСНИНА
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев направил открытое письмо министру транспорта РФ Евгению Дитриху по поводу дефицита бортовых устройств системы «Платон».

С нехваткой бортовых устройств — трекеров — сибирские перевозчики столкнулись несколько месяцев назад.

— Постановлением правительства определен срок службы бортового устройства — три года. Перевозчик обязан вовремя заменить данное оборудование, то есть сдать старый трекер и получить взамен новый. Но компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», оператор системы «Платон», не может предоставить новые бортовые устройства. Нам отвечают, что их в стране просто нет, — говорит Вячеслав Трунаев.

Сложившаяся ситуация может привести к удорожанию перевозок. Как следствие, поднимутся в цене все товары.

«Работаем на грани выживания»

Мы позвонили различным перевозчикам. Они подтвердили: проблема есть, и она серьезная. Срок действия бортовых устройств на нескольких автомобилях предприятия, которое возглавляет Михаил Авраменко, закончился месяц назад. Когда руководитель отправился в новосибирский офис компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», занимающейся сбором платежей с перевозчиков, и сдал отслужившие свой срок устройства, новые взамен не получил. Ему предложили воспользоваться уже бывшими в употреблении перепрограммированными трекерами.

После того как машины с этими трекерами вернулись из рейсов, компанию засыпали штрафами.

— Сумма штрафов за один рейс — 40–70 тысяч рублей. Причем протоколы приходят обезличенными: нет фотографии автомобиля, не указано место, где было совершено нарушение, — рассказывает Михаил Авраменко.

Более того, по словам перевозчиков, были случаи, когда штрафы за неуплату сборов в систему «Платон» приходили на автомобили, которые в это время стояли в гараже.

— Работаем на грани выживания, — продолжает Михаил Авраменко. — Убытки от штрафов скоро превысят доходы от перевозок.

Дороги все хуже

При этом, сетуют перевозчики, дороги, на ремонт, строительство и реконструкцию которых должны направляться деньги, собранные в системе «Платон», почему-то не становятся лучше. Напротив, каждую весну с них вместе со снегом сходит асфальт. А водители вынуждены убивать машины и за это еще и платить...

Автомобилисты жалуются на отвратительное состояние ленинск-кузнецкой трассы, соединяющей Новосибирскую область с Кузбассом.

— Вся дорога в трещинах и выбоинах. Перед Журавлево прямо посередине полотна — огромные ямы с острыми краями. Если в такую попасть на разрешенной скорости 90 километров в час, колеса пробьешь гарантированно. А если это будет переднее колесо, машина может опрокинуться, — возмущается шофер с 20-летним стажем Владимир Вергасов. — Местами встречаются провалы асфальта. Перед каждым таким провалом стоит знак ограничения скорости. Спасибо, конечно, за предупреждение. Но почему эти провалы существуют несколько лет и их никто не выравнивает?

Представитель экспедиционной компании Дмитрий Минор рассказал о результатах опроса водителей, посвященного качеству дорог. Так вот, 99 процентов респондентов заявили, что ощутили небольшое улучшение в первый год, когда систему сбора платежей только ввели, но потом дороги становились все хуже и хуже.

— Так что куда уходят наши деньги, непонятно. Настроение у водителей — на грани срыва, — заключил Дмитрий Минор.

Ясности нет

Когда в Новосибирске появятся трекеры, неизвестно. Комплектующие для них производят в Китае.

— В офисе «Платона» нам сказали написать заявление и ждать. Как только трекеры появятся, нам позвонят, — рассказал Дмитрий Минор. — Пока никакой обратной связи мы не получили.

Пока новые трекеры не появятся, автомобилистам предлагают использовать такой вариант оплаты, как маршрутные карты. Но для транспортных компаний он невыгоден, поскольку более трудоемкий.

— Даже небольшой транспортной компании придется взять на работу дополнительно одного или двух сотрудников, которые будут заниматься исключительно оформлением маршрутных карт. Это существенно увеличивает себестоимость перевозок, — объясняет директор еще одной компании Юрий Брусенко.

Экономические и социальные последствия такой ситуации просчитать нетрудно. Либо перевозчики прекратят свою работу, и тогда мы столкнемся с дефицитом продуктов, лекарств, одежды и обуви, не говоря уже о строительных материалах, комплектующих для различных производств, топлива для котельных. Либо перевозки подорожают, а вслед за этим поднимутся цены буквально на все.

Обойтись без автомобильных перево­зок в экономике нельзя. Ведь, как говорит президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов, «последняя миля» в доставке груза, перевозят ли его по железной дороге, морем или по воздуху, все равно остается за автомобилем.

— В компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» нам говорят, что новые бортовые устройства смогут привезти не раньше чем к концу лета, — резюмировал Вячеслав Трунаев.

Мы попытались связаться с поставщиком бортовых устройств, но на момент публикации материала ответа не получили. Мы намерены следить за развитием событий и открыты для обсуждения темы.