«А подать сюда Ляпкина-Тяпкина…»
Почему государственные тендеры иногда выигрывают халтурщики?
Контроль качества исполнения работ по наказам избирателей, капитального ремонта многоквартирных домов и благоустройства дворовых территорий необходимо усилить. К такому выводу пришли депутаты Законодательного собрания Новосибирской области на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и тарифам.
Ольга Антипова — старшая по дому одной из многоэтажек в Дзержинском районе. Год назад в здании сделали капитальный ремонт. Но жильцы остались недовольны: вентиляция в квартирах плохо работает, гидроизоляция фундамента имеет дефекты, асфальт на придомовой территории неровный. «На что потратили наши деньги? Кто должен это контролировать?» — возмущаются Ольга Антипова и ее соседи.
Где орудуют бракоделы
Вопрос о приемке работ по благоустройству дворовых территорий, капитальному ремонту многоквартирных домов и другим госпрограммам поднял депутат Николай Мочалин. Он привел несколько примеров на своем округе, когда ремонт и благоустройство выполнялись некачественно. Так произошло на проспекте Дзержинского, 18: объект после капремонта не приняли, обязав подрядчика переделать халтуру.
Такая же ситуация складывается, когда недобросовестные подрядчики берутся строить объекты по наказам избирателей, обустраивают парки и скверы по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды».
— В Дзержинском районе больше 10 детских и спортивных площадок построены с нарушениями, — продолжил Николай Мочалин. — Между тем в эти объекты вкладываются немалые бюджетные деньги. А в случае с капремонтом — еще и деньги жителей.
По действующему сегодня законодательству, работы должны принимать собственники совместно с органами строительного надзора, а если речь идет о наказах избирателей, то еще и депутат. Однако, по словам Николая Мочалина, участие собственников часто бывает формальным — они даже не знают о том, что за что-то там проголосовали, а потом что-то проверили и приняли. Но даже если инициативные жильцы и осуществляют какие-то приемки, им необходима помощь профессионалов.
— Не могут бабушки разбираться в строительных технологиях! Они посмотрели, оценили на глаз, сказали, мол, выглядит хорошо. А потом то крыша течет, то вентиляция не работает, — согласился с коллегой председатель комитета по строительству Евгений Покровский.
«Подпиши, там все нормально»
Депутат Олег Сметанин припомнил похожую ситуацию на своем округе. На улице Заводской выполнили работы по наказу избирателей.
— Ко мне пришли с бумагами и сказали: «Подпиши». Я ответил: «Как я подпишу, если не видел, что сделано?» Мне говорят: «Да ладно, там все нормально». Я все-таки пошел смотреть. Оказалось, что все надо переделывать, — рассказал парламентарий.
Отсутствие должного контроля развязывает руки недобросовестным подрядчикам. Это общая проблема и для городских, и для сельских территорий. Как очистить рынок от компаний с сомнительной репутацией, которые, напортачив в одном месте, загадочным образом выигрывают тендер в другом и продолжают гнать халтуру за народные деньги?
Контроль усилили, но не везде он срабатывает
Начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Дмитрий Перязев сообщил, что с прошлого года контроль качества работ по благоустройству и капремонту возложен на управление технического надзора, которое для каждого случая обязано нанимать независимую контролирующую организацию.
Важный нюанс: надзорная организация должна заниматься только контролем, она не выполняет ни проектные, ни строительные работы. Это делается для того, чтобы исключить круговую поруку, когда недобросовестные участники рынка сами гонят брак и сами себя «контролируют».
Исполнительный директор Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области Евгений Ким добавил, что в нашем регионе подрядчик, желающий работать по госпрограммам, должен пройти предварительный отбор. И только после этого компания может участвовать в тендерах.
— За последние шесть месяцев мы вытеснили с рынка 20 недобросовестных подрядных организаций, — поделился цифрами Евгений Ким. — Право работать с госзаказами у них пропадает на три года.
К сожалению, эти жесткие правила не всегда распространяются на наказы избирателей. И зачастую депутат остается один на один с халтурщиками. Руководитель комиссии по наказам избирателей Дмитрий Козловский уверен, что этому нужно уделять больше внимания.
Итоги дискуссии подвел Евгений Покровский:
— Создать рабочую группу и проработать вопросы контроля за исполнением госпрограмм и наказов избирателей. Рассмотрим еще раз порядок приемки, распишем, кто за что отвечает.
От депутатского корпуса в рабочую группу вошли Олег Сметанин и Ашот Рафаэлян. В ее деятельности также будут участвовать представители Фонда модернизации ЖКХ, профильных министерств и ведомств.