USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Перезагрузка общественного транспорта

Эльвира НОВИКОВА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

В Новосибирске должна кардинально измениться организация пассажирских перевозок

На магистральных маршрутах по выделенным полосам разрешат ездить только большим автобусам. А перевозчики будут получать деньги не за число пассажиров, а за выполненные рейсы.

Гонка за пассажирами прекратится?

Согласно программе комплексного развития транспортной инфраструктуры населенных пунктов параллельно с реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в Новосибирске началась реорганизация общественного пассажирского транспорта. Начальник управления пассажирских перевозок мэрии города Владимир Кондауров сообщил, что в течение четырех лет весь общественный транспорт должен быть переведен на муниципальные контракты. Он объяснил раз­ницу:

— Сейчас выручка перевозчиков напрямую зависит от количества перевезенных пассажиров. А по муниципальному контракту платить станут за выполненные рейсы. Сначала вся полученная от пассажиров выручка перечисляется заказчику (муниципалитету. — Прим. ред.), а потом уже перевозчику. Таким образом, автобусам и маршруткам не будет смысла отстаиваться на остановках, чтобы заполнить салон пассажирами, устраивать гонки на дорогах. И после 19 часов станет гораздо больше пассажирского транспорта. Сейчас питерский институт разрабатывает комплексную транспортную схему маршрутов для Новосибирска с учетом развития города и многих других факторов.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Есть надежда, что наследие нелучших времен — тесные «пазики» уйдут в прошлое. Фото Алексея ТАНЮШИНА

На новую систему оплаты перевели (после конкурса) пока только один маршрут — № 54, по которому автобусы ходят от главного железнодорожного вокзала до остановки «Улица Твардовского». По словам Владимира Кондаурова, полный переход произойдет постепенно: по мере того как будут заканчиваться существующие договоры с перевозчиками. Причем это касается как муниципальных организаций, так и индивидуальных предпринимателей. В этом году закончат действие тридцать процентов договоров, остальные — до конца 2023 года.

Вопрос контроля

Как рассказал заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин, за пассажирским транспортом следит муниципальная система «АСУ-Навигация» — через диспетчерскую службу. С 1 июля 2020 года согласно постановлению Правительства РФ № 382 не только междугородние автобусы, но и городской транспорт будет снабжен тахографами (бортовой прибор-самописец, который регистрирует скорость, режим труда и отдыха водителя). Вводятся и штрафные санкции.

— За то что машина сошла с маршрута, за сокрытие части выручки и другие нарушения теперь придется платить штраф, сумма которого, в зависимости от нарушения, от 10 до 60 тысяч рублей, — рассказал Михаил Никулин. — До этого момента вообще не было штрафов. Мы могли поругать или расторгнуть договор с перевозчиком. Например, в 2019 году пришлось расторгнуть 18 договоров. Со злостными нарушителями муниципалитет не будет работать.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

«Приключения» 20-го маршрута активно обсуждали в социальных сетях жители Советского района. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Но почему же тогда возникают странные ситуации, как, например, с маршрутками № 20, которые ходят из Академгородка через Шлюз до «Меги»? Пассажирка Анастасия Попова возмущается:

— Раньше маршрутки под этим номером ходили одна за другой. А  сейчас двадцатку приходится подолгу ждать и набиваться битком, хотя раньше пенсионеры могли спокойно присесть. Водители говорят, что мэрия сократила число машин на маршруте. Но почему? Есть мнение, что в угоду другому перевозчику, который возит обьгэсовцев до «Меги» и обычно ходил переполненным, а теперь едва набирает половину салона...

— Это только на бумаге декларировалось, что выходило 12 машин. Как показали проверки ЦУГАЭТ и «АСУ-Навигации», фактически на линию выпускали не более семи. Столько и оставили, — объяснил Михаил Никулин.

Но почему тогда ситуация изменилась в худшую сторону, чиновник не смог ответить.

Автомагистрали — для больших

Вероятно, проблем было бы меньше, если бы ходили большие автобусы и чаще, а не маршрутки и реже. И кстати, федеральный центр призывает города переходить на экологически чистый транспорт большой вместимости. Сейчас для этого появился хороший стимул.

— По нацпроекту БКД городам, кроме Москвы и Питера, на приобретение подвижного состава из федерального бюджета на ближайшие пять лет выделяется 20 миллиардов рублей, — рассказал Михаил Никулин. — Городам, победившим в конкурсе, компенсируют по лизинговой ссхеме до 60 процентов стоимости электротранспорта и крупногабаритных автобусов, работающих на газе. Вся машины должны быть низкопольными — для удобства пассажиров-инвалидов. В Новосибирске сегодня 1,8 миллиона жителей. Значит, он может претендовать на закупку нового транспорта на 3,2 миллиарда рублей. А потребность — 10 миллиардов. Но будет учитываться, насколько развита в городе инфраструктура — длина трамвайных путей, выделенных полос для пассажирского транспорта.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Фото Алексея ТАНЮШИНА

В столице Сибири изменится и схема движения пассажирского транспорта. По магистральным маршрутам, которые проходят через несколько районов мегаполиса, будут курсировать только автобусы большой вместимости. Причем по выделенным полосам. Минтранс РФ утвердил расписание пассажирского городского транспорта в городах: с 6 до 23 часов. В часы пик (два часа утром и два — вечером) интервал должен составлять не более 10 минут, в остальное время — не более 20 минут.

Про метро и сетевые поездки

Большая часть подвижного состава будет подвозить горожан до метро. По официальным данным, пассажиропоток новосибирской подземки по сравнению с 1990-ми годами упал на 30 процентов.

— Это произошло из-за длинных маршрутов, что дублируют линию метрополитена, — считает Михаил Никулин. — Причем по центральной части города ходит большое количество «пазиков» и маршруток. Если их уберем, дороги станут свободнее. Но при этом обязательно будем учитывать и интересы пасса­жиров.

Планируется развивать маршруты сетевых поездок. Напомним, что сейчас пассажиру муниципального транспорта, если он в течение часа пересядет из автобуса в метро или наоборот, вторая поездка обойдется на 50 процентов дешевле. Кстати, время в пути при этом заметно сокра­щается.

При переходе всего городского пассажирского транспорта на муниципальный контракт мэрия планирует внедрить различные схемы маршрутов и скидок. В том числе ввести систему зонирования. То есть чем ближе поездка, тем дешевле билет, чем дальше — тем дороже.

Михаил Никулин объяснил цели и задачи всех преобразо­ваний:

— Необходимо оптимизировать маршрутную сеть таким образом, чтобы пассажирам стало удобно и быстро ездить по городу. При этом значительного повышения проезда на общественном транспорте быть не должно. Оно происходит из-за роста стоимости ГСМ, запчастей, обслуживания. Сегодня себестоимость перевозки пассажира превышает тариф — все муниципальные предприятия получают дотацию из госбюджета. Но размер госдотаций должен стать минимальным.

ПЛАНЫ
К 2023 году согласно проекту «Городская железная дорога» электрички из Советского района до станции Новосибирск-Главный начнут ходить по более интенсивному расписанию, с несколькими остановками. Будет проложена железнодорожная ветка от станции Новосибирск-Главный до аэропорта Толмачево. К 2030 году протяженность трамвайных путей в Новосибирске увеличится на 30 километров (сейчас 60 км).