На банковском рынке главный тренд — цифровизация
Зачем банк развивает нефинансовые сервисы? Какой будет кредитная политика в ближайшем будущем? Об этом и многом другом рассказала председатель Сибирского банка ПАО Сбербанк Татьяна Галкина.
В зону ответственности Сибирского банка входят регионы СФО, за исключением Иркутской области. Во всех субъектах Федерации банк — в десятке крупнейших налогоплательщиков. В Новосибирской области в 2019 году он занял первое место по объему перечисленных в казну налогов. Таким образом, значение компании для экономики трудно переоценить.
Электронные услуги экономят время
По словам Татьяны Галкиной, развиваться и обретать новых клиентов банкам удается при условии, что они предоставляют качественные услуги и гарантируют их надежность. При этом отвечают современным требованиям. В частности, внедряют новые технологии.
Фото Алексея ТАНЮШИНА
— Сейчас главный тренд — цифровизация, — говорит председатель Сибирского банка Сбербанка. — Практически все операции можно выполнять, не посещая офис. Недавно мы подсчитали, сколько времени сэкономили клиенты благодаря цифровым сервисам за 2019 год. Сто пятьдесят лет!
Так, например, с помощью онлайн-программы для представителей малого и среднего бизнеса предприниматель может за несколько минут открыть расчетный счет без визита в банк, который вместе с временем, затраченным на дорогу, мог бы занять полдня.
Цифровые технологии внедряются и в общественном транспорте: сибирским кондукторам выдали 5,5 тысячи терминалов, позволяющих оплачивать проезд банковской картой.
Современный банк — это не только кредиты, депозиты, переводы и платежи. Сбербанк активно развивает собственную экосистему. В нее входят оператор сотовой связи, онлайн-кинотеатр, службы заказа такси и доставки еды и многое другое.
Доступно для инвалидов и сельских жителей
Еще один важный момент: офисы банка должны соответствовать требованиям госпрограммы «Доступная среда», чтобы услугами могли воспользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья. Доступность услуг — это и расширение сети терминалов. В 2019 году установили 42 тысячи новых устройств. В общей сложности в Сибири сейчас 220 тысяч терминалов Сбербанка.
А в сельских территориях банк развивает сеть платежных агентов. В населенных пунктах, где нет ни офисов банка, ни банкоматов, появилась возможность снимать наличные в местных магазинах. Всего в регионах присутствия Сибирского банка таких агентов уже 465, в том числе 69 — в Новосибирской области.
Ипотека
Основными видами банковской деятельности остаются традиционные кредитование и сбережение. В розничном сегменте большая часть кредитов, выдаваемых банком, — ипотечные. В 2019 году треть из более чем 63 тысяч сибирских семей получили ипотеку с помощью электронного сервиса.
— Ставки по ипотечным кредитам — в фокусе внимания Президента РФ, — подчеркивает Татьяна Галкина. — Особые условия предлагаются для молодых семей с двумя и более детьми. На мой взгляд, это серьезный шаг к повышению доступности нового жилья.
Социальные проекты
Сибирский банк уделяет большое внимание социальным проектам. Один из них — повышение финансовой грамотности населения. В первую очередь эта программа адресована социально незащищенным категориям — пенсионерам и людям с ограниченными возможностями здоровья, а также студентам. Лекции о том, как правильно управлять своими финансами, пользоваться цифровыми сервисами, противостоять мошенническим схемам, которых, к сожалению, на рынке немало, прослушали студенты более чем сотни российских вузов.
Еще одно направление просветительской работы банка — форумы для малого бизнеса «Свое дело. Live». Вести занятия приглашают топовых экспертов. Тысячи сибиряков уже получили новые знания.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «умный» фонтан, установленный в прошлом году в Центральном парке Новосибирска при финансовой поддержке Сбербанка, научится играть десять новых музыкальных композиций патриотической тематики. Какие именно это будут мелодии, решат жители города. Голосование открыто на официальном сайте мэрии.
Традиционный «Зеленый марафон» тоже пройдет под знаком юбилея Победы. Символично, что в этом году в нем примут участие 75 городов.
На принципах социальной ответственности компания строит и кадровую политику. В Сибирском банке ПАО Сбербанк работает 22 тысячи человек, 56 процентов из них — моложе 35 лет. В прошлом году приняли больше трех тысяч новых сотрудников.
— Мы поддерживаем партнерские отношения с 46 вузами и 25 ссузами, — рассказала Татьяна Галкина. — Студентам этих учебных заведений предоставляем оплачиваемые рабочие места на время прохождения практики. 33 процента от общего количества принимаемых на работу сотрудников — выпускники партнерских образовательных учреждений.
В Сбербанке не только принимают на работу вчерашних студентов, но и обучают уже действующий персонал.
КСТАТИ
На 1 января 2020 года кредитный портфель физических лиц в Сибирском банке ПАО Сбербанк достиг 657 миллиардов рублей, за 2019 год он вырос на 15 процентов. Общая сумма средств, которые жители регионов присутствия банка сохраняют на своих счетах, — 845 миллиардов рублей. Она за прошлый год тоже увеличилась — на 8 процентов.
В корпоративном сегменте драйверы рынка — застройщики и сельхозтоваропроизводители. Банк одним из первых включился в работу по проектному финансированию с использованием эскроу-счетов. В общей сложности профинансировано уже 84 проекта, 39 из них — с эскроу.