USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Гамма-нож «режет» без боли и крови

Павел РАЗУВАЕВ
С помощью гамма-ножа последнего поколения даже операции на головном мозге проходят безболезненно. Фото Павла РАЗУВАЕВА
С помощью гамма-ножа последнего поколения даже операции на головном мозге проходят безболезненно. Фото Павла РАЗУВАЕВА

В Новосибирске начал работать центр ядерной медицины

Вместо мозга в этой пластиковой черепной коробке вода. Голову фантома плотно фикси­руют металлическими зажимами и кладут под гамма-нож.

— На таком манекене мы можем точно откалибровать нашу установку для радиохирургии патологий головного мозга, — поясняет заведующий отделением медицинской физики и радиохирургии центра ядерной медицины Владимир Краснюк. — Лечение происходит с помощью высокоточного облучения новообразований. Это максимально щадящий для пациента вид оперативного вмешательства. Причем можно облучать сразу несколько проблемных участков в головном мозге, что для классической нейрохирургии недоступно.

С обычным скальпелем этот стол с нависающим над ним круглым излучателем, конечно же, сравнивать можно лишь условно. Тем более что операция с ним проходит абсолютно безболезненно, без каких-либо побочных эффектов и даже без длительного послеоперационного восстановления: придешь на процедуру по удалению раковой опухоли утром — к вечеру вернешься домой здоровым. И на следующий день живи полноценной жизнью, хоть на Эверест забирайся! Острота «лезвия» такого гамма-ножа потрясающая: погрешность облучения выбранной области не превышает трех десятых миллиметра.

Фото Павла РАЗУВАЕВА

Владимир Краснюк, заведующий отделением медицинской физики и радио­хирургии центра ядерной медицины, демонстрирует работу с фантомом. Фото Павла РАЗУВАЕВА

— Ближайший к нам город, в котором до этого дня можно было удалить опухоль головного мозга без хирургического вмешательства, используя гамма-нож, — Ханты-Мансийск, — отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, тщательно ознакомившийся со всеми преимуществами нового медицинского центра. — Это, конечно, совершенно неудобно. Теперь же появилась возможность предоставлять такую медицинскую помощь жителям не только нашего, но и соседних регионов и даже зарубежных государств.

Сорок минут — и здоров

Первые пациенты уже оценили высокотехнологичную медпомощь: лечение онкологических больных здесь начали в октябре. А официально центр ядерной медицины в Новосибирском институте имени Сергея Березина открыли в минувшую пятницу, полностью убедившись, что вся техника работает без сбоев. Специалисты не только прошли многомесячную практику в Санкт-Петербурге, но и успели применить полученные навыки на практике.

Фото Павла РАЗУВАЕВА

Один из больных, например, обратился с жалобами на головную боль и эпилептические приступы. После тщательного обследования у него выявили два сосудистых новообразования. Но хирургическую операцию в больнице делать не рискнули. Вот и пришел человек в центр ядерной медицины. Здесь его избавили от проблемы со здоровьем за сорок минут. Для этого даже наркоз не требуется.

— Пациент во время операции чувствует себя удобно. Он может постоянно общаться с врачом, — делится впечатлениями о работе гамма-ножа Надежда Половых, замдиректора центра ядерной медицины. — После операции человек идет немного отдохнуть в комфортную палату и через непродолжительное время отправляется домой.

В октябре в центре открыли отделение магнитно-резонансной томографии, затем стали проводить обследования с помощью компьютерной томографии. А теперь в Новосибирске появилась возможность воспользоваться и позитронно-эмиссионной томографией. Метод, основанный на применении радиофармпрепаратов, позволяет безукоризненно точно определить границы распространения раковых клеток.

На очереди — Барнаул

Препараты производят здесь же. Для их синтеза оборудовали все необходимые лаборатории и установили даже собственный ускоритель заряженных частиц — циклотрон.

— С помощью такой технологии можно сканировать весь организм человека — от макушки до пяток, — говорит врач рентгенолог-радиолог, кандидат медицинских наук Анатолий Васильев. — И не только обнаружить очаги новообразований, но и определить динамику развития опухолевого процесса. Так что можно контролировать, насколько успешно проходит лечение. Работать на таких приборах было моей мечтой! Это действительно инновации, которые реально помогают, казалось бы, безнадежно больным людям.

В лабораторию радиоактивных препаратов журналистам без спецодежды войти, естественно, не позволили. Наблюдаем за работой через защитное стекло. Массивные камеры с толстенными дверцами. Мерцающие красно-тревожным светом лампы. Неторопливые, четко выверенные движения девушки в светло-голубом костюме. До сих пор подобное видел только в фантастических фильмах.

Фото Павла РАЗУВАЕВА

В лаборатории радиофармпрепаратов. Фото Павла РАЗУВАЕВА

— В Новосибирской области десятки тысяч онкобольных, — рассказывает директор новосибирского центра ядерной медицины Анна Беспалова. — Так что в нашей помощи нуждается очень много людей. Но хочу преду­предить, что даже современнейшая позитронно-эмиссионная томография — это не панацея. К сожалению, есть виды онкологических патологий, которые и это оборудование не видит.

Семь лет Анна Беспалова продвигала идею создания такого центра в Новосибирске. Познакомилась с председателем правления Медицинского института биологических систем имени Сергея Березина Аркадием Столпнером. Доказала, что столица Сибири остро нуждается в таком диагностическом и лечебном учреждении.

И показывая уже оснащенное эксклюзивным оборудованием здание площадью четыре тысячи квадратных метров, Аркадий Столпнер не скрывает радости: центр получился, как и мечтали, продуманным до мелочей — от ресепшен и гардероба до палат дневного стационара, кабинетов врачей и лабораторий. Не зря институт вложил в него миллиард двести миллионов рублей.

— На этом мы не остановимся в Сибирском регионе, — делится планами развития Аркадий Столпнер. — Очень скоро подобный центр начнет работать в Барнауле. За ним будет запущен в эксплуатацию центр в Томске. В эти проекты мы инвестируем более пяти миллиардов рублей.

Мощность циклотрона, установленного в новосибирском центре, — 40 тысяч доз радиофармпрепарата в год. Модернизировав оборудование, можно увеличить выпуск препарата еще на 20 тысяч доз. Новосибирск способен снабжать им всю Сибирь. Кстати, сибиряки из других городов уже начали приезжать в центр, чтобы пройти лечение с помощью гамма-ножа.

А сколько это стоит?

Увы, лечение это недешевое. С учетом необходимого обследования плата за здоровую жизнь может превышать полмиллиона рублей. Но губернатор уже взял на заметку вопрос снижения стоимости услуг центра для большинства пациентов.

— Какая-то часть услуг уже предусмотрена программой обязательного медицинского страхования, в частности диагностика, — сообщил он. — А вот использование того же гамма-ножа в программу ОМС не входит. Мы уже обсудили эту проблему с министром здравоохранения области. Очевидно, нам придется определить объем услуг, которые будут наиболее востребованы жителями Новосибирска, и для компенсации затрат на лечение разработать отдельную программу, финансируемую из областного бюджета.

051-02-02_M.jpg

Председатель правления Медицинского института биосистем Аркадий Столпнер (справа) знакомит с работой комплекса (справа налево) губернатора Андрея Травникова, сенатора от региона Владимира Городецкого и министра здраво­охранения Новосибирской области Константина Хальзова. Фото Павла РАЗУВАЕВА

Такая программа наверняка сделала бы медпомощь в центре намного доступнее для новосибирцев. Впрочем, пациенты не обходят его стороной и сегодня. Вижу, как очередной посетитель забирает у стойки администратора результаты обследования. Знакомимся. Виктор Черных до травмы позвоночника работал арматурщиком.

— Сейчас я инвалид третьей группы. Сюда прихожу уже второй раз. Сделал снимки спины на аппарате МРТ.

— Почему пришли именно сюда, ведь цены здесь немаленькие, а то же МРТ можно и в поликлинике сделать?

— Дороговато, конечно, но со скидкой за инвалидность подешевле выходит. А здесь, я уже убедился, и специалисты отличные, и оборудование самое передовое. Да и обслуживание на хорошем уровне.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения в России необходимо построить еще 90 центров ядерной медицины. Они доказали свою эффективность в диагностике и лечении онкологических заболеваний и в Европе, и в Америке, и в Японии. Пора и Сибири использовать мировой опыт борьбы с раком. Может, тогда все-таки удастся снизить смертность от онкологических заболеваний. Пока же от них ежегодно умирает более пяти тысяч жителей Новосибирской области.