Сначала взвесить, потом укрупнять
Насколько успешно в регионе работает местная власть и могут ли на ее эффективность влиять жители сельских территорий?
Укрупнение сельских поселений, варианты формирования местных советов депутатов...
В Новосибирской области обсуждается совершенствование региональной политики в сфере местного самоуправления. Эта тема стала центральной на заседании президиума Совета муниципальных образований.
В работе форума приняли участие руководители муниципального и регионального уровней власти Новосибирской области, представители Омской, Иркутской, Кемеровской и Томской областей, республик Хакасия и Алтай, Алтайского и Пермского краев, Министерства юстиции России, депутаты Госдумы РФ, федеральные эксперты.
Местная власть: как ее сделать эффективной?
— В этом году на повестке несколько важных вопросов, решение которых поможет нам эффективно выстроить работу органов муниципальной власти, в том числе за счет территориальных преобразований, упрощения порядка формирования органов управления, — отметил губернатор Андрей Травников. — Мы в 2019 году продолжили реформу территориальной организации местного самоуправления. Начали укрупнять сельсоветы. В частности, на заседании президиума сегодня обсуждали карасукский опыт по объединению администраций райцентра и района и тиражирование этого опыта на другие территории. Обсуждали укрупнение сельских поселений — такой эксперимент сегодня продолжается в Венгеровском районе, — а также создание муниципальных городских округов. Мы начали объединение администраций муниципального района и районного центра в четырех районах области. Есть наработки по формированию советов районов делегированным способом.
Сельская жизнь, ее комфортабельность, доходы деревенских жителей, благоустройство территорий во многом зависят от расторопности и грамотности руководителей на местах. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Сегодня законодательство наряду с прямыми, всеобщими и открытыми выборами допускает еще один вариант формирования представительных органов муниципальных районов — из глав сельских поселений и депутатов сельсоветов. Включение в закон нескольких способов формирования районных советов депутатов позволяет муниципальной власти выбрать оптимальный способ с учетом особенности территории.
Карасук делится опытом
— Как только появилась возможность формирования районных советов методом делегирования, мы тоже проявили такую инициативу, — рассказал глава Карасукского района Александр Гофман. — В области три района — Карасукский, Усть-Таркский и Барабинский — работают по этой схеме. Самый главный положительный момент, что теперь от каждого поселения в районном Совете есть свои представители. Кроме того, в нашей области идет процесс укрупнения поселений. У нас их много, они расположены далеко друг от друга, и там проживает мало людей. Это создает определенные проблемы.
В Карасукском районе уже объединены администрации района и райцентра — города Карасука. Это позволило исключить дублирование функций, сократить расходы бюджета, а также ликвидировать фактор неопределенности в решении вопросов местного значения.
— Сегодня в Карасукском районе практически 99 процентов полномочий переданы на уровень района. Но это требует соглашений, субсидий, определенной отчетности. Законодательство позволяет решить эти проблемы за счет объединения всех поселений в один муниципальный округ. И тогда все бумажные вопросы должны уйти в небытие. Процесс объединения и укрупнения поселений рано или поздно встанет перед всеми нашими районами, — уверен Александр Гофман. — Вот встретимся мы с жителями поселений и начнем их агитировать объединяться. Первым будет вопрос: «А что нам от этого? А свет лучше гореть начнет? А дорогу нам сделают или не сделают? А что будет с людьми, которые высвободятся?» Поэтому вопрос финансовой поддержки будет очень важным. И я должен людям сказать, что дорогу мы сделаем, тротуары сделаем. Это будет возможно, если мы будем все вместе. И тогда огромная, по нашим меркам, налоговая база города Карасука перераспределится по всем территориям.
Сельская жизнь, ее комфортабельность, доходы деревенских жителей, благоустройство территорий во многом зависят от расторопности и грамотности руководителей на местах. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
А будет ли польза?
Представители муниципалитетов позитивно оценили опыт Карасукского района, однако высказали пожелания подойти к реформе дифференцированно.
— Да, в некоторых поселениях нет квалифицированных управленческих кадров, три человека на все поселение не могут выполнять требования бюджетного учета, казначейской техники, дорожный фонд распыляется между поселениями, — отметил один из выступающих. — Это все понятно. Но не нужно обвинять абсолютно все сельские поселения в недееспособности. Некоторые из них объединяют больше 50 тысяч человек. Рано или поздно этот маятник качнется в другую сторону — и государство придет к необходимости восстановления сельских поселений. Потому что кто-то должен смотреть за территорией. Как ремонтируются дороги, работает ли водопровод. Несколько лет назад в Московской области произошли подобные объединения. А сегодня мы видим, что где-то разбит асфальт, его никто не ремонтирует, потому что все закупки проводятся централизованно, не ведется работа по благоустройству. Желание оптимизировать управленческий аппарат, сэкономить на муниципальных чиновниках — это неправильная мотивация. В первую очередь надо смотреть, какую пользу реформа может принести территориям.
Подводя итоги заседания, Андрей Травников подчеркнул:
— Искусственно форсировать эту работу нельзя. Необходимо, чтобы жители, депутаты, коллеги понимали, о чем идет речь, и приняли это решение осознанно и ответственно. Процесс укрупнения сельских поселений требует взвешенного подхода. Необходимо учитывать особенности каждого муниципалитета, мнение его жителей. Но и затягивать с этим процессом тоже недопустимо.