USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не зависеть, не терпеть

Светлана ФРОЛОВА
Фото из архива ИД "Советская Сибирь"
Фото из архива ИД "Советская Сибирь"

Новосибирские дети попали в зависимость от новой моды на сосательно-жевательные табачные смеси — снюсы. Об этом недавно зазвонили во все колокола средства массовой информации и контролирующие органы. Как уберечь ребенка от «конфетки с сюрпризом», читайте в материале «Вечернего Новосибирска».

История «безопасных и легких» увлечений для молодежи началась не вчера. Еще в девяностые годы по школьным дворам ходили распространители насвая. Но тогда у нас еще не было интернета. А уже в двадцать первом веке некрасивая история с жевательным «куриным пометом» внезапно облачилась в привлекательную обертку. Теперь вещество, вполне способное погубить здоровье и подростков, и взрослых, продают и рекламируют в Сети модные блогеры. И вот от них уже, кажется, никуда не спрятаться, не скрыться.

На прошлой неделе депутат Госдумы от Новосибирской области Вера Ганзя сообщила, что после предложения внести законопроект о том, «чтобы запретить в России продажу снюса и других смесей, которые быстро вызывают стойкую зависимость, а канцерогенные вещества в его составе приводят к развитию рака», ей в соцсетях стали приходить угрозы. В частности, анонимы сообщали, что за продажей снюса стоит «очень мощная мафия». Интересно, что эти смеси запрещены во всех странах Европы, кроме Швеции, откуда, собственно, и пошло название отравы. Как известно, снюс — это табачное изделие, предназначенное для рассасывания. Само название происходит от шведского слова snu, означающее «нюхать» или «сосать».

«По своему действию снюс — наркотик-психостимулятор, — пишет Вера ГАНЗЯ на своей официальной странице в «Фейсбуке». — Психотропное действие снюса на головной мозг быстро вызывает развитие физической и психической никотиновой зависимости. Вместе с тем принятый закон, запрещающий продажу снюса, содержит формальный пробел, дополняя часть 8 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» конкретной исчерпывающей формулировкой «и табаком сосательным (снюсом)». Таким образом, производители, именуя снюс в процессе производства, например, «никотинсодержащей смесью», «чистым никотином» и т. д., де-юре соблюдая закон, де-факто продолжают выпуск данного легкого наркотика.

Данное вещество в силу своей формальной легальности стало популярно в подростковой и молодежной среде, что, с учетом выше­указанных механизмов действия на человека, может привести не только к стремительному привыканию, но и к летальному исходу.

Надо заканчивать с этими снюсами, насваями и прочей отравой, а также с теми подлецами, которые подсаживают подростков на эти смеси».

Опасения депутата небезосновательны. В конце ноября в Новосибирске умер школьник. И родительские чаты WhatsApp практически тут же начали распространять аудиосообщение о некоем ребенке, который отравился снюсами. Сейчас по факту смерти несовершеннолетнего проводится доследственная проверка, назначена судебно-медицинская экспертиза, чтобы определить причины его гибели, сообщает пресс-служба СУ СК РФ по Новосибирской области.

Тем временем, как говорит Вера Ганзя, депутаты «решили не ждать, а внести изменения в Административный и Уголовный кодексы». Сейчас депутаты добиваются того, чтобы в Административном кодексе увеличились штрафы за продажу и распространение никотиновых смесей для граждан до 5–10 тыс. (сейчас 2–4 тыс.), для должностных лиц — до 30–50 тыс. рублей (сейчас 7—12 тыс.), для юрлиц — до 100–300 тыс. рублей (сейчас 40–60 тыс.).

Другой закон — изменения в Уголовный кодекс. Эти изменения требуют много согласований, поэтому закон еще не внесен. В этом законе предусмотрена уголовная ответственность для лиц, которые уже были ранее наказаны административными штрафами, но выводы не сделали и продолжили травить людей этими смесями.

Согласен с инициаторами и кандидат социологических наук депутат Законодательного собрания Новосибирской области Олег СМЕТАНИН.

— То, с чем я недавно столкнулся, меня шокировало, — рассказывает Олег Сметанин. — На соревнованиях подростков я услышал от них выражение «закинуть шайбу». Когда стал выяснять, они рассказали, что так называют употребление никотинсодержащих веществ, попросту снюсов. Ребята сказали, что почти все этим балуются. Это спортсмены! А что происходит в среде других школьников? Это же беда! Я, например, не могу бросить курить, а тут дети с малолетства привыкают. Детей уничтожают. Мы предложили на заседании комитета, и другие депутаты нас поддержали, вынести этот вопрос на сессию, составить обращение в субъект Федерации, обратиться в Государственную думу, с тем чтобы эти вещества были запрещены.

Как отмечают психологи, сейчас огромное число людей страдает от тяги к определенным веществам, предметам и явлениям. Специалисты отмечают увеличение числа людей, которые злоупотребляют алкоголем, табаком, наркотиками, зависимы от определенной еды, покупок, компьютерных игр. Часто это говорит о том, что у человека нарушена психика с последующими нарушениями эмоционального фона. Но если взрослый человек в большинстве случаев способен сам разобраться со своими проблемами, вытащить из петли зависимости ребенка часто может только семья.

Риски развития заболеваний от употребления снюса:

  • поражение слизистой рта, ее ороговение, рак щек, десен и внутренней поверхности губ
  • кариес и пародонтоз, разрушение зубов
  • ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, атеросклероз и инсульт
  • рак поджелудочной железы
  • эрозии и язвы, рак желудка и кишечника
  • импотенция и бесплодие у мужчин

Для подростков особенно:

  • замедление и остановка роста
  • нарушение когнитивных процессов
  • ухудшение концентрации внимания и памяти
  • повышенная раздражительность и агрессивность
  • ослабление иммунитета и повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям
Мнение психолога

Елена Мельникова, детский семейный психолог:

— Первый вопрос, который должны задать себе и ребенку родители: отчего у ребенка возникла зависимость? Какую потребность он сейчас реализует? Вопрос ли это моды, которая сформировалась в его среде, или проблема глубже и находится в самой семье?

Нужно понимать, что протест для подростка — совершенно естественное состояние. И подростки проявляют свой протест посредством эмоциональных и поведенческих реакций, часто демонстративных и активных. Дети стараются отличаться от других, быть особенными, но при этом подражая или копируя внешний вид, поведение и мысли людей, которых они считают авторитетными. В частности, в этом может быть причина начала употребления веществ.

Конечно, самое неэффективное — это пугать детей. Бесполезно говорить, что у них выпадут зубы, испортится желудок и разовьется рак. Любая борьба лишь усиливает сопротивление, такое заявление вызовет только волну устойчивого интереса к объекту запрета. Куда эффективней будет объяснить, что продавцы этой гадости «тебя просто поимели» — то есть зарабатывают на тебе деньги, в то время как ты можешь потратить свои карманные сбережения на вещи куда более важные и интересные.

Но есть одно важное условие: если мама и папа, которые собрались говорить с ребенком о вреде употребления разнообразных веществ, сами при этом курят или тоже находятся в какой-то зависимости, из такого разговора ничего не выйдет. Просто потому, что перед ребенком уже есть наглядный пример «нормального» употребления.

Конечно, в большинстве случаев зависимостей нужно разбираться индивидуально со специалистом-психологом и отдавать себе отчет, что ребенок не будет курить или покупать снюсы, если ему комфортно в семье. Но самое важное, думаю я, — бороться с распространением наркотиков на государственном уровне.