USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Юридический обман

Подготовила Инна ВОЛОШИНА

Добрый день! Моей маме 82 года, некоторое время назад у нее умерла старшая сестра, возникли проблемы с наследством: тетя жила в частном доме, кроме нее, там прописаны другие родственники, очень сложная, запутанная ситуация. Мама увидела на подъезде объявление юридической фирмы, где обещали бесплатные консультации. Она обратилась туда, но ей так и не помогли, только нервы измотали, но деньги взяли. Сумма для пенсионерки приличная. Подскажите, пожалуйста, можно ли их как-нибудь вернуть?

С уважением, Елена Николаевна НЕЧАЕВА, Новосибирск

На вопрос читательницы отвечает наш постоянный эксперт — консультант отдела защиты прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Тамара ГАВРИЛОВА:

— Юридическая услуга, оказываемая гражданину на платной основе, как и другая возмездная услуга, регулируется законодательством о защите прав потребителей. Обязательным условием оказания правовой помощи потребителям является подписание договора, в котором должны быть обозначены перечень услуг, их стоимость, а также права сторон и их ответственность.

Право потребителя на отказ от юридической услуги в любой момент закреплено в статье 32 Закона РФ «О защите прав потребителей. Однако при отказе от юридической услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление, юрист выезжал в судебные органы и прочее).

Расторжение договора в данном случае оформляется путем подписания соглашения о расторжении договора или просто подписания двустороннего акта приема-сдачи оказанных услуг с указанием перечня оказанных потребителю услуг и их стоимости, а также суммы, подлежащей возврату.

Момент, на который важно обратить внимание. Если оформленные юристом документы носят формальный характер, не имеют привязки к ситуации клиента, составлены по шаблону, ссылаются на недействующие нормативные правовые акты или применяют неприменимые к спорной ситуации нормы, заведомо не ориентированы на положительный результат, в этом случае можно ставить вопрос о ненадлежащем качестве юридических услуг.

Если потребителю оказаны услуги ненадлежащего качества, то в соответствии со статьей 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований. Он может потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами. Кроме того, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы.