USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Искал изюминку, верил в себя

Татьяна ТИМОФЕЕВА
Геннадий Аверьянов поздравляет со столетним юбилеем газету, которой посвятил 13 лет жизни. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Геннадий Аверьянов поздравляет со столетним юбилеем газету, которой посвятил 13 лет жизни. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Легенде новосибирской журналистики Геннадию Аверьянову исполняется 85 лет

Блестящий журналист, главный редактор «Советской Сибири» в 90-е годы, депутат регионального парламента пяти созывов, инициатор создания Краснозерского землячества в Новосибирске…

Для нашей газеты Геннадий Аверьянов — это, можно сказать, человек-легенда. «Титан трудолюбия из числа кадровой золотой когорты» — так отзываются о нем бывшие коллеги. Профмастерство и организаторский дар Геннадия Ивановича отмечены на самом высоком уровне — почетной грамотой Президента России.

Коллектив «Советской Сибири» горячо поздравляет Геннадия Ивановича с 85-летием и предлагает читателям вспомнить, как все было.

Держать лицо в трудные времена

В историю нашего региона Геннадий Аверьянов вписан как человек с очень крепким внутренним стержнем, умеющий мобилизоваться, принять ответственность на себя.

Какие этапы его биографии самые важные? Шесть лет в комсомоле, десять — в районной печати, четырнадцать — в обкоме партии, тринадцать — в редакции «Советской Сибири».

Областную газету Геннадий Иванович возглавлял с 1987 по 1999 год. На пост главреда заступил в перестроечный период, до этого заведовал отделом пропаганды обкома КПСС. Гибкость и глубина мышления, организаторские способности помогли ему стать своим среди как однопартийцев, так и журналистов.

Уравновешенный, аккуратный, строгий руководитель, умеющий держать лицо, — таким видели Аверьянова его сотрудники. В обкоме партии он занимался конкретными делами, результаты которых сельские жители чувствуют до сих пор. Задачей Геннадия Ивановича было формирование центров идейно-воспитательной работы. По сути, речь шла о создании в крупных селах всех необходимых условий для роста и развития людей. В райцентрах появлялись музеи, изостудии, музыкальные школы, лекционные залы, библиотеки, киноустановки и многое другое.

Когда Аверьянов возглавил редакцию «Советской Сибири», он очень быстро завоевал дружбу и доверие журналистов.

«В любой работе ищи изюминку, чтобы она тебе радость давала, — говорил он. — Тогда и другие это почувствуют, за тобой потянутся. Если сам крепко, уверенно стоишь, опираешься на людей, то и они тебя поддержат всегда».

Лучшим подтверждением этих слов стали испытания девяностых.

Гром на весь регион

В 1991 году Геннадий Аверьянов едва не попал под уголовное преследование. В дни ГКЧП «Совсибирь» как официальный публикатор решений органов власти разместила очередные документы, в том числе поступившие от ГКЧП.

«Я и до сих пор уверен: будь другие газеты ежедневными, они поступили бы точно так же, — объяснял Геннадий Иванович свою позицию годы спустя. — Оперативно оценить события, происходящие в столице, да еще с разрывом во времени, можно только сейчас, в эпоху Интернета». Однако через три дня ГКЧП был объявлен преступным, а следом — и редактор газеты Геннадий Аверьянов, якобы способствовавший перевороту.

Судьба редактора решалась на седьмой сессии Новосибирского облсовета. С места событий шла прямая ТВ-трансляция. Слово было предоставлено не только депутатам, но и журналистам. Они объясняли, что редактор газеты не мог поступить иначе: он выполнял свой долг, а значит, судить его не за что. Пока кипела дискуссия, камера крупным планом снимала «героя дня». «У него ни один мускул не дрогнул, — восхищались потом друзья-«болельщики». — Сила — в правде».

В итоге решение об освобождении Геннадия Аверьянова от должности было отменено. Коллектив «Советской Сибири» единогласно избрал его главным редактором, газета была зарегистрирована новыми учредителями и сохранила прежнее название. Со временем послужной список Геннадия Ивановича пополнился почетной грамотой Президента России и знаком «За заслуги перед Новосибирской областью».

Всегда работал с душой

Верность в дружбе, порядочность, внимание и уважение к людям — эти качества Геннадия Аверьянова отмечали многие его коллеги.

«К нему всегда можно было зайти с любыми вопросами, личными проблемами… Вникнет и поможет», — делится воспоминаниями Людмила Сасса, заведующая отделом «Советской Сибири». «Всегда поступал по совести, по собственному разумению, а не по указке. В нем всегда чувствовался стержень, ясность взглядов, уверенность в том, что он делает», — вспоминает Наталья Полищук, член Общественной палаты Новосибирской области.

Кроме того, друзья Геннадия Ивановича всегда по-хорошему завидовали его оптимизму.

«Я не люблю вспоминать о плохом, — признался он в одном из интервью. — Если в голове светится доброе, то она лучше работает. Ну и не стоит прогибаться перед начальниками. Я никогда не делал этого, хотя глубоко уважал своих руководителей. У меня с ними складывались прекрасные отношения, мне везло и тут».

Но, наверное, лучше всего Геннадия Ивановича Аверьянова характеризуют его собственные слова, которые можно назвать жизненным девизом: «Везде старался работать так, чтобы не я при должности, а должность при мне. Всегда работал с душой, чтобы оправдать доверие, которое мне оказывали».