USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Позор, что отдали частникам... Надо сделать по-своему»

Анжелина ДЕРЯБИНА
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

С транспортировкой пациентов на гемодиализ разбирается региональный парламент

Жесткий разговор произошел на заседании совета по взаимодействию Законодательного собрания с органами муниципальных районов и городских округов, состоявшемся 31 октября. Речь шла о многолетней проблеме, которую почему-то никак не удается решить кардинально. Касается она сельских больных, страдающих хронической почечной недостаточностью.

Едут автобусом, поездом, такси…

К хронической почечной недостаточности чаще всего приводит артериальная гипертензия, которую адекватно не лечили, отвечая на вопрос о возникновении опасного заболевания, рассказал министр здравоохранения региона Константин Хальзов. Бывают и другие причины, но высокое давление, как правило, главенствует. Для того чтобы людям с таким диагнозом жить, необходима заместительная почечная терапия — гемодиализ. Аппарат, очищающий кровь от токсинов, становится центром, вокруг которого вращается их жизнь. Сегодня в Новосибирской области 747 таких пациентов. Из них треть, 247 человек, проживают в районах области. Число людей, которым нужен гемодиализ, неуклонно растет: всего за три года их стало больше на 150.

Процедура гемодиализа всем этим пациентам оплачивается из средств обязательного медицинского страхования, с этим проблем нет. Вопрос, который обсуждали в парламенте на прошлой неделе, в другом, и касается он жителей сельских территорий. На гемодиализ они вынуждены не менее трех раз в неделю ездить за сотни километров в Новосибирск — автобусом, поездом, на личном транспорте, на такси, с пересадками. Мало того что это выматывает, так еще требуются деньги — от 180 до 7 200 рублей в неделю. Некоторые пациенты вынуждены снимать квартиру или комнату в Новосибирске, потому что тяжело переносят дорогу или не хватает времени и сил на такие поездки.

Предложения уже были, разные

— Вопрос о проблеме транспортировки таких пациентов и оплате их проезда к месту получения медицинской услуги уже давно поднимается и гражданами, и общественностью, — сказала выступившая с докладом на заседании комитета Алла Трифонова, председатель Совета депутатов Ордынского района. — Я занялась этим вопросом в 2016 году и уже три года пытаюсь получить вразумительный ответ на обращения, но решения вопроса до сего дня так и не состоялось.

Алла Трифонова рассказала эпопею своей продолжительной переписки с должностными лицами и обращений в соответствующие инстанции — министерства, комитеты, к уполномоченному по правам человека, в Фонд обязательного медицинского страхования. И нельзя сказать, что проблема оставалась без внимания. Ее обсуждали, что-то предлагали. Например, комитет по социальной политике Законодательного собрания 12 января 2017 года направил на рассмотрение заместителя губернатора предложение об оплате проезда этих пациентов в центры гемодиализа, а также о создании при областных госучреждениях здравоохранения социальных гостиниц для жителей отдаленных населенных пунктов. Такая практика, кстати, существовала лет тридцать назад.

На заседании правительства Новосибирской области 15 октября 2018 года был рассмотрен проект изменений в региональный закон о социальной защите инвалидов, предусматривающий предоставление таким больным ежемесячных выплат для компенсации транспортных расходов. К проблеме транспортировки пациентов и денежных компенсаций возвращались 17 января и 8 июля этого года.

— Хотелось бы просто знать, сколько времени еще потребуется для принятия решения? Кто конкретно в подготовке данного проекта представляет интересы пациентов, отстаивает их позиции? Я думаю, в первую очередь его инициаторами должны являться представители правительства, возможно министерства здравоохранения, — эмоционально заявила Алла Трифонова, добавив, что в ряде субъектов РФ уже определен порядок доставки граждан к месту гемодиализа.

Депутат настаивает: необходимо принять решение, поскольку вот-вот в региональный парламент будет внесен проект бюджета на 2020–2022 годы.

Какие шаги предпринимаются?

В то же время нельзя утверждать, что изменений к лучшему нет. Алла Трифонова отметила, что за несколько лет правительство области решило проблему с предоставлением гемодиализа в специализированных медицинских организациях: в Искитиме — с 2014 года, в Куйбышеве — с 2016 года. Новые центры открылись в Новосибирске: на улице Военной в 2017 году, на Державина и Владимировском спуске — в 2019-м. До этого в правобережье мегаполиса гемодиализ не проводили.

Выступивший вслед за депутатом министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов отметил, что министерство не было в стороне от поисков решения этой проблемы. Тому подтверждение — открытие новых центров гемодиализа.

— Мы проводили 8 июля совещание совместно с министерством финансов и обсудили, каким образом помочь данной категории пациентов, — сообщил министр. — Рассматривали несколько направлений, в частности возможность создания на базе центральных районных больниц кабинетов гемодиализа, чтобы они находились в ведении министерства здравоохранения. Сейчас такого рода помощь оказывается в основном за счет частных партнеров. Для этого требовались время и очень большая работа. Этот вариант — развитие данного вида помощи в рамках государственных учреждений — на сегодняшний день мы не рассматриваем.

Частные партнеры «напряглись»

Обсуждалась также возможность доставки пациентов на процедуру частными партнерами — за счет дополнительного финансирования. По предварительным подсчетам, на это понадобятся огромные деньги — 150 миллионов рублей. После проработки вопроса совместно с министерством финансов с учетом средних цен сумма уменьшилась до 60 миллионов рублей. Однако, по словам министра, предложение встретило сопротивление частных партнеров, занимающихся гемодиализом.

— Буквально вчера я проводил совещание с руководителями диализных центров, — рассказал Константин Васильевич. — Они считают, что, приняв на себя обязательства по транспортировке пациентов, будут вынуждены значительно увеличить штат, что потребует дополнительного финансирования. Но самый важный момент — эти коммерческие учреждения находятся в определенной комфортной зоне налогообложения, а с увеличением финансирования уйдут из этой зоны. Поэтому вчера рассмотрели возможность перевода данного вида услуг в некоммерческую организацию, но это требует обсуждения. Вчера мы обсудили также возможность открытия филиалов диализных центров на базе ЦРБ, но уже силами наших частных партнеров. Это Карасук, Ордынка, Татарка. Считаю, если это удастся, значительно повысится доступность услуги.

Надо сделать по-своему

Выступление министра здравоохранения вызвало неоднозначную реакцию председателя областного парламента. Андрей Шимкив удивился, почему весь диализ делают частники, а не государственные учреждения. И, услышав ответ Константина Хальзова, что этот вид помощи практически по всей стране передан частникам, парировал, что область в состоянии сделать по-своему, а не так, как у других.

— Это позор, что все частникам отдали! — возмутился спикер. — Предлагаю в ближайшее время подсчитать, в какую сумму обойдется создание диализного центра в районной больнице. Учитывая количество пациентов в каждом районе, не понадобится много аппаратов. Прошу проработать вопрос об установке такого оборудования. Нужно также срочно принимать меры по доставке пациентов. Если в районе несколько человек, надо купить «газель» и возить.

По результатам заседания заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков дал задание министерству здравоохранения и министерству финансов до 12 ноября внести предложения по решению проблемы. Андрей Шимкив взял вопрос на контроль.

Говорят пациенты гемодиализных центров
Виктор БАБИН, р. п. Ордынское:
— Нам бы или компенсацию платить, или возить. В нескольких областях возят. Нам даже по закону полагается медицинское сопровождение. Мы вот по пути берем одного парня из Верх-Ирмени. Он слепой, диабет у него, да еще диализ. С ним однажды плохо было по дороге. А мы что можем сделать? Ехали, все правила нарушали, еле-еле довезли живым. В Новосибирске мы его врачам скорой передали, те его в областную больницу увезли.

Владимир РОСТОВ, с. Красный Яр:
— В течение двух лет езжу по три раза в неделю в Новосибирск. Сначала на попутках до Ордынского, потом на рейсовом автобусе. Тем же путем возвращаюсь домой. Некоторые еще дольше, чем я, ездят, все как могут добираются. Но чтобы добиваться каких-то перемен, этим заниматься надо, нужны время и здоровье — бегать. А кто это будет делать? Приехал человек оттуда, сутки отходит только, на следующий день снова едет. В городе кто живет, им, может, полегче. А вот те, кто на периферии, — это вообще... И на электричках люди ездят, и всяко, кто как может.

Петр ЧЕЛЯБИН, р. п. Ордынское:
— Меня родители возят уже пятый год. Процедура тяжелая, четыре часа приходится лежать. Состояние бывает такое, что выходишь — руки-ноги трясутся. Тяжело в город ехать, а обратно — еще труднее. Вижу, некоторые сами за рулем, они после гемодиализа с полчаса сидят в машине, приходят в себя. В таком состоянии нельзя садиться за руль, но они садятся, потому что надо домой ехать. Была бы доставка туда и обратно, было бы легче. Но пока вопрос не решается. Наша семья думает о переезде в город. Пока лично тебя это не касается, трудно понять.