Гладкая дорога — на пятилетку
Минтранс региона контролирует укладку новой дорожной одежды
За текущий сезон ремонтов в Новосибирской области обновят 160 километров автомобильных трасс. Представители регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства выезжают на места, контролируют, насколько качественно и в срок укладывают полотно по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее — «БКАД 2.0»).
На минувшей неделе мы отправились в такую поездку вместе с заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергеем Ставицким.
Хотя наш путь лежал прямо из центра мегаполиса далеко за его пределы, время за разговорами пролетело незаметно. Пейзаж за окном маршрутки сменился: вместо городских улиц вдоль трассы — зеленая стена леса. А наш автомобиль мчится по гладкой дороге. Заметно, что трасса только что отремонтирована. Буквально несколько десятков метров, и машина останавливается — мы прибыли на место.
Высокий температурный накал
Именно здесь сейчас идут работы по асфальтированию 10,3 километра (на участке 21–31 км) автодороги областного значения Новосибирск — Колывань — Томск. Обойдется капремонт в 109 миллионов 350 тысяч рублей.
— Эта трасса Новосибирск — Томск очень оживленная, — говорит Сергей Ставицкий. — На въезде в мегаполис всегда много машин из других регионов и муниципалитетов нашей области. Дело в том, что в этом направлении находятся Колывань, Скала, Амба и другие населенные пункты, а дорожное полотно уже было изношено. Плохое состояние покрытия — это повышенный риск ДТП. Поэтому было принято решение о ремонте. Необходимо привести автотрассу к нормативному состоянию. Работы идут по программе «БКАД 2.0».
Угольно-черный толстый слой асфальтового покрытия обдает жаром, словно из парилки, его жирные фракции блестят на солнце. Один из дорожных рабочих в оранжевом жилете достает специальный градусник, вонзает его в свежий асфальт. На приборе четко видны цифры, которые у меня вызывают оторопь: 131 градус.
— Неужели правда так много? — не веря своим глазам, спрашиваю я.
— Да, все верно, по технологии так положено, — отвечает работник. — Поэтому и наступать сюда не стоит — испортите обувь. Потом ее только выбросить.
Тем временем КамАЗы один за другим подвозят свежую щебеночно-мастичную смесь, которой огромный асфальтоукладчик устилает подготовленную поверхность. Два катка, не останавливаясь ни на минуту, утюжат дорожную одежду.
Прошагав вдоль нового покрытия около километра, заместитель министра остановился, чтобы заслушать доклад представителя подрядчика.
Новые технологии долговечности
Технический директор дорожной компании Сергей Котонов рапортует:
— Ремонт участка в десять километров дороги второй технической категории идет с опережением графика. Надеемся закончить досрочно.
Компания зашла на участок 5 июля, начав работы с фрезерования старого покрытия. Иными словами, верхний слой дороги сняли, чтобы убрать колейность и сделать ее ровной. 14 июля рабочие приступили к асфальтированию.
Сергей Котонов объяснил, что здесь применяется новый для Сибири материал — щебеночно-мастичная смесь, которая позволяет увеличить срок эксплуатации на 40–50 процентов по сравнению с обычной, битумной.
— Суть в том, что щебень добавляется более крупный, — объясняет наш собеседник. — Поэтому и увеличенную нагрузку он может дольше выдерживать. Обычное покрытие под большегрузами проседает уже через пару лет, а это будет дольше раза в три стоять. К тому же полимерно-битумная смесь вяжущая и более эластичная, то есть погодные перепады будут меньше на нее влиять.
Все верно. Климат в Сибири суровый: зимой сильные морозы сковывают почву, весной грунтовые воды подмывают, летом асфальт плавится от жары.
Безопасность превыше всего
У замминистра возникли вопросы:
— Новое полотно уже почти на 80 процентах участка, а почему разметки нет? Это ведь безопасность дорожного движения.
Представитель подрядчика объясняет:
— Покрытие сейчас пока еще очень жирное. Разметка просто не удержится на нем. Через несколько дней обязательно нанесем.
Сергей Ставицкий интересуется, почему покрытие по кромке местами имеет перепад 4–5 сантиметров и каково качество материалов. Выслушав ответы специалиста, он говорит:
— Темп работ хороший, но главное — это хорошее качество. По поручению губернатора Новосибирской области Андрея Травникова качество мы должны проверять особенно тщательно. Это делается в несколько этапов. Сначала контролирует технический заказчик, а потом при приемочном контроле обязательно будем брать пробы покрытия, которые отправим в независимую лабораторию на испытания.
Сергей Ставицкий рассказал, что сейчас идет ремонт на 117 дорожных объектах региона. По федеральной программе «БКАД 2.0» до осенней слякоти предстоит обновить покрытие на 160 километрах дорог.
— Темпы везде разные, — комментирует замминистра, — все зависит не только от сил подрядчика, но и от погодных условий. Нужно, чтобы было сухо и тепло. Если идут дожди, работы останавливаются, потому что нельзя делать брак. Думаю, что темп нарастим ближе к сентябрю. Кстати, гарантийный срок на верхний слой дороги из щебеночно-мастичной смеси увеличен на один год, то есть до пяти лет.