Брак? Вам вернут деньги
Некачественные товары поставщик должен забрать назад. Как нужно поступить покупателю?
В выходной на очередной прогулке у моих роликов сломался подшипник, просело одно колесо. Стало понятно: чтобы не лишать себя радости гонять среди зелени парков, нужно обновить спортинвентарь.
В спортивном отделе торгового центра выяснилось, что поменять колеса с подшипниками будет стоить две тысячи рублей, а купить новые ролики — в два раза дороже. У моих, честно говоря, уже и ботинки серьезно стерлись в некоторых местах. Поэтому приняла нелегкое для себя решение все-таки купить новые. Продавец посоветовал итальянские:
— Фирма хорошая. Ролики дороже, но сейчас, в конце сезона, на них большая скидка.
Действительно, старая цена была 9 тысяч рублей, а теперь — 5,5 тысячи. Сделав большой круг по гладкому полу магазина, я решилась на покупку. А в ближайший выходной уже была на набережной. Только радость моя длилась недолго: обновка оказалась бракованной. Примерно через километр пробега я ощутила, что правый ролик подкашивается внутрь. От этого уже через полчаса начало нестерпимо ломить правую ногу. Стало ясно, что кататься на этих роликах невозможно.
Заехав домой за чеком, я помчалась в магазин, чтобы вернуть бракованный товар. Но не тут-то было: менеджеру брать его обратно совсем не хотелось.
— Это невозможно, — заявил он, — ведь вы на них уже катались на улице — по колесам видно. У вас была возможность проверить спортивное оборудование, прокатившись в магазине.
Перспектива подарить 5,5 тысячи рублей магазину меня сильно расстроила. Я пригрозила обращением в отдел по защите прав потребителей и иском в суд. После этого довода в оловянных глазах менеджера появилась искра понимания. Он направил меня в технический отдел. Но там специалист развел руками: мол, брак неявный, ничем помочь не могу. Пришлось снова вернуться к менеджеру и настаивать на своем. Тот сказал:
— Пишите заявление с претензией, комиссия в Москве будет рассматривать его в течение десяти дней.
Но уже через неделю мне прислали эсэмэску — пригласили в ТЦ. По дороге я настраивала себя: при любом раскладе скандалить не буду, ведь продавцы не виноваты, придется добиваться возврата денег подольше. Но меня обрадовали: комиссия приняла решение вернуть мне деньги. Кстати, новые ролики я покупать передумала — от греха подальше. Заменила колеса на своих родных, проверенных.
Подобная история, как это ни печально, происходит со многими. Но далеко не всем продавцы идут навстречу. В результате, как сообщили в пресс-центре мэрии Новосибирска, только за последние полгода в отделы по защите прав потребителей от горожан поступило 11 139 жалоб на некачественные товары и услуги. Кстати, консультации по обращениям граждан как в районных отделах, так и в мэрии проводятся бесплатно.
На что право имею?
Начальник отдела по защите прав потребителей мэрии Новосибирска Елена Михайлова заверяет, что по российскому законодательству вернуть обувь, спортивный инвентарь и другие товары можно в течение 14 дней.
— Покупатель имеет право дома хорошо примерить, — объясняет она. — При этом может быть выявлен производственный дефект, который стал заметен только при эксплуатации. При обнаружении брака потребитель сам должен выбрать, чего он хочет — вернуть деньги, обменять товар или его отремонтировать. И при этом совсем не важно, что колеса на роликах оказались немного пошорканными.
А вот с технически сложными товарами все не так просто. Их обязательно нужно проверить в магазине. Но не всегда брак выявляется сразу. Например, купили глубинный насос, а он не справляется с объемом — не тянет, как нужно, хотя по техническим характеристикам — должен.
— В первые 15 дней можно написать претензию и вернуть товар в магазин для установления причины возникновения недостатка, — продолжает Елена Михайлова. — Продавец обязан его принять и в течение 10 дней вернуть деньги.
Если дефект обнаружили, когда уже истекли 15 дней, вернуть деньги за технически сложный товар, по словам Михайловой, можно только в трех случаях: если выявлены существенные недостатки, которые нельзя устранить; если стоимость ремонта соразмерна стоимости самого товара; если срок ремонта техники превысил 45 дней. Тогда можно смело писать претензию и требовать деньги. Также вам обязаны вернуть деньги, если в течение гарантийного срока сложную технику пришлось ремонтировать несколько раз и в связи с этим не было возможности использовать ее более 30 дней гарантийного срока. Но чтобы доказать это, нужно обязательно сохранять все квитанции о ремонте и чек.