Такси, XXI век
В недалеком будущем на улица Новосибирска появятся беспилотные автомобили
На предстоящем Международном Сибирском транспортном форуме одна из секций будет посвящена такому популярному виду транспорта, как такси. Представители бизнес-сообщества вместе с экспертами обсудят вопросы безопасности, а также тонкости современного законодательства и угрозы рынку труда.
Такси уже давным-давно перестало быть символом роскоши и превратилось в обычное средство передвижения, которым время от времени пользуется каждый горожанин. Более того, некоторые жители мегаполисов сознательно отказываются от личного авто в пользу таксомотора: приезжает быстро, стоит недорого, а хлопот по содержанию «железного коня» нет никаких. Но есть и другая сторона медали. Ни для кого не секрет, что зачастую пассажирскими перевозками занимаются люди на машинах в непонятном техническом состоянии, нетвердо знающие город и даже правила дорожного движения. Да что говорить, состояние здоровья и адекватность водителей тоже порой вызывают большие сомнения.
Вкалывают роботы
Не может не радовать, что и сами перевозчики вполне осознают все эти проблемы и готовы решать их.
— Мы участвуем в работе транспортного форума с 2012 года, и сегодня наша секция, где мы обсуждаем актуальные для нас темы, является крупнейшей в России. Проблемы, решения которых мы ищем, сегодня волнуют всех, кто работает в этой сфере, а не только жителей Новосибирска или СФО, — прокомментировала Ирина Зарипова, председатель правления Ассоциации таксомоторных перевозчиков Сибири. — Так, например, в нынешнем году мы планируем обсудить такие вызовы, как беспилотный транспорт, а также самозанятость водителей в законодательном аспекте.
Что касается беспилотных такси, то это не фантастика, а самая что ни на есть реальность. Одна из крупных федеральных компаний такси запустила этот проект в Москве осенью прошлого года, а первые тесты прошли в Подмосковье еще два года назад. Сегодня беспилотные автомобили предлагают резидентам «Сколково». Как сообщают разработчики, самоуправляемый автомобиль строго соблюдает правила дорожного движения, определяет и объезжает препятствия, пропускает пешеходов и при необходимости экстренно тормозит. Другими словами, он умеет все, что делают обыкновенные машины с водителем за рулем. Правда, справедливости ради стоит отметить, что, поскольку беспилотное авто — новое явление на наших дорогах, в салоне такси пока что постоянно находится инженер-испытатель, следящий за его движением. Так, на всякий случай.
— С одной стороны, прогресс не остановить, но с другой — тут же возникает множество вопросов. Например, насколько такой автомобиль безопасен? Или кто будет отвечать в случае аварии? — рассуждает Ирина Зарипова. — И наконец, если такси-беспилотники приживутся на наших улицах, куда девать два миллиона водителей, которые работают в такси сегодня? Все эти вопросы мы планируем обсудить на форуме. Среди приглашенных эксперт ООН Роберт Новак, который расскажет, как обстоят дела с беспилотным транспортом в Европе.
По словам Ирины Зариповой, в 2018 году правительство Новосибирской области и таксомоторная компания заключили соглашение о взаимодействии. Так что не исключено, что скоро беспилотное такси появится и в Новосибирске. Сейчас идут согласования с ГИБДД. В июне по городу будет ездить специальный автомобиль, который снимет расположение улиц, дорожных знаков, разметки и так далее, чтобы потом запрограммировать беспилотное авто. А уже ближе к осени на улицы столицы Сибири выйдут два — четыре автомобиля без водителя. Кстати, не совсем понятно, как на это отреагируют живые водители и как это повлияет на дорожную обстановку.
Диагноз за шестьдесят секунд
Еще одна проблема, которую таксомоторные перевозчики будут обсуждать на форуме, — это водители, которые работают сами на себя. Раньше их называли бомбилами. Многие их них вовсе не хотят переходить в законную плоскость, потому что и так чувствуют себя вполне неплохо: работают в свободном режиме и не платят никаких налогов. По мнению Ирины Зариповой, это неправильно, таких перевозчиков надо каким-то образом легализовать, перевести в разряд самозанятых, чтобы они тоже платили налоги.
И наконец, еще один важный вопрос, который волнует всех, и пассажиров в первую очередь, — это состояние здоровья водителей. Раньше перед выходом на линию каждого из них в обязательном порядке проверял врач и, если у него возникали хоть малейшие сомнения, отстранял. Садясь в такси, человек был уверен: его везет трезвый и здоровый водитель. Сейчас для многих компаний держать врача или хотя бы фельдшера — непозволительная роскошь. Как быть? Оказывается, выход есть. Это телемедицина.
— На выставке будет работать специальное телемедицинское оборудование, при помощи которого каждый желающий сможет за 60 секунд проверить состояние своего здоровья и, если оно соответствует норме, получить допуск к работе, — рассказала Ирина Зарипова. — Возможно, использование такого оборудования станет выходом для многих перевозчиков. Опять же, человеческий фактор будет исключен.