Нацпроекты — в фокусе внимания
Сибирский транспортный форум: площадка для диалога власти и бизнеса, место стыковки национальных проектов, финансов и новых технологий
Совсем скоро столица Сибири в восьмой раз будет принимать у себя Международный транспортный форум. В преддверии события министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский рассказал читателям «Советской Сибири» о проблемах и перспективах развития дорожно-транспортного комплекса региона, новых технологиях и масштабных проектах 2019 года.
— Анатолий Викторович, на чем будут сделаны акценты на форуме в этом году и как они коррелируются с федеральными проектами?
— Международный транспортный форум продлится четыре дня, и его деловая часть будет весьма насыщенной. Планируется работа десяти секций, пять из которых посвящены развитию воздушного, железнодорожного, водного, пассажирского транспорта и легкового такси. В программе две пленарные дискуссии, а также круглые столы, конференции и другие мероприятия. Ключевым событием деловой части станет пленарная дискуссия «Национальные проекты. Взгляд из регионов». Традиционно состоится выставка дорожно-строительной техники, а также выставка ретроавтомобилей.
В выставке транспортно-логистических услуг, коммерческого транспорта и спецтехники TransSiberia/Translogistica примут участие представители дорожных и транспортных организаций. На ней будут представлены макеты нового аэровокзала Толмачево и нового ЛДС со всеми транспортными развязками. Также пройдут ставшие уже традиционными соревнования по дрифту на Кубок губернатора. В этом году они впервые будут организованы на новой площадке — перед торговым центром «Нордмолл».
Красная нить
— Помимо правительства Новосибирской области, организаторами транспортного форума выступают Министерство транспорта России, а также Государственная дума, — подчеркнул министр. — Мы ожидаем, что на форум прибудет заместитель министра транспорта РФ Александр Юрчик, он курирует направление воздушных перевозок. Кроме того, приглашены директора департаментов государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, государственной политики в области дорожного хозяйства и транспортной безопасности и специальных программ, а также представители нескольких федеральных агентств. Ожидаем также представителей бизнеса из различных регионов страны.
Думаю, количество участников будет примерно таким же, как и в прошлом году, — 8–9 тысяч человек. Мы не стремимся до бесконечности увеличивать их число, отдавая приоритет качеству работы секций.
— Какие крупные компании заявили о своем участии?
— Их много, например РЖД, холдинг «Новапорт», в состав которого входит аэропорт Толмачево, логистическая компания «Трансконтейнер» и многие другие.
— Что станет главной темой?
— Красной нитью пленарных заседаний, да и всего форума, станет обсуждение национальных проектов, реализация которых стартует в нынешнем году. Хочу подчеркнуть, что Международный Сибирский транспортный форум является официальной площадкой Минтранса РФ, на которой обсуждают актуальные задачи, стоящие перед отраслью, в преддверии проведения общероссийской «Транспортной недели», которая, как известно, проходит ежегодно в конце ноября.
— Будут ли на форуме подписаны соглашения с иностранными компаниями?
— Что касается правительства Новосибирской области, то тут никаких соглашений заключать не планируется. Если же говорить об участниках, то, думаю, соглашения обязательно будут заключены, и не одно.
Загрузка, как в Европе
— Как вы оцениваете состояние дорожно-транспортного комплекса региона? Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы?
— Одной из основных проблем дорожной отрасли в Новосибирской области является глобальный недоремонт дорожной сети. На его ликвидацию необходимо единовременно привлечь не менее 71 миллиарда рублей. Еще одна серьезная и специфическая проблема развития нашего региона и Новосибирской агломерации — перегруженность их основных транспортных магистралей. Загрузка на дорогах практически такая же, как в крупных европейских странах. По состоянию на конец 2018 года в режиме перегрузки работало 78,3 процента дорог в пределах Новосибирской агломерации.
— Что удалось сделать в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?
— За минувшие два года были выполнены работы на 112 объектах, в результате чего в нормативное состояние было приведено 224,2 километра автомобильных дорог в границах Новосибирской агломерации. Благодаря этому доля автодорог агломерации в нормативном состоянии достигла 52,1 процента. Также в 2017–2018 годах было ликвидировано 52 из 71 существующего места концентрации дорожно-транспортных происшествий, и таким образом количество аварийно опасных участков сократилось на 73,2 процента.
«БКАД» за пределами агломерации
— В нынешнем году начинается реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Что изменится для нашего региона? Что именно предстоит сделать?
— Отличие состоит в том, что в региональную составляющую национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» включены не только дороги Новосибирской агломерации, но и расположенные за ее пределами, а именно трассы регионального и межмуниципального значения.
Также поставлена задача по снижению количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах Новосибирской области от базового значения 10 человек на 100 тысяч населения до не более трех человек на 100 тысяч населения к 2024 году.
Кроме того, необходимо будет довести долю межмуниципальных дорог, соответствующих существующим нормативам, до 46 процентов. В свою очередь, на территории Новосибирской агломерации нормативам должны соответствовать 85 процентов дорог.
Стоит сказать несколько слов и о безопасности дорожного движения. Сегодня перед нами стоит задача снизить количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в два раза по сравнению с 2017 годом. Мы уже подписали соглашение с МВД и сейчас составляем план мероприятий. Причем я хочу отметить, что в него будут входить не только работы по нанесению дорожной разметки и установке ограждений, как обычно, но и, к примеру, обучение детей правилам дорожного движения, а также оснащение машин ГИБДД приборами для оказания первой помощи. Все знают, какое огромное значение имеет так называемый золотой час и сколько жизней можно спасти, если помочь именно в это время.
Также в планах развитие существующих и внедрение новых интеллектуальных транспортных систем, увеличение количества размещенных автоматических пунктов весогабаритного контроля. Это необходимо для обеспечения сохранности автомобильных дорог. До 2024 года нам предстоит установить 23 таких комплекса. В нынешнем году в регионе появится пять автоматических пунктов весогабаритного контроля: два на Ордынской трассе и по одному на Советском шоссе, на колыванском и ленинск-кузнецком направлениях. Планируется также увеличение количества камер фотовидеофиксации.
Про новую жизнь аэропорта и не только
— Насколько широко в ремонтах дорог используются новые технологии и материалы?
— В 2018 году принято решение об использовании на автомобильных дорогах, участвующих в реализации регионального проекта, щебеночно-мастичного асфальтобетона. При этом мы решили отказаться от выполнения шероховатой поверхностной обработки.
С нынешнего года на дорогах Новосибирской области внедряется комплексная система проектирования составов асфальтобетонных смесей «Суперпэйв», позволяющая получить наилучшие заданные характеристики покрытия, соответствующие новым стандартам. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
В рамках форума пройдет круглый стол, где мы как раз и будем обсуждать этот вопрос, тем более что сегодня активно внедряются новые государственные стандарты в дорожном строительстве.
— Какие крупные проекты в сфере транспорта и дорожного хозяйства начнут реализовывать в 2019 году?
— В нынешнем году мы начнем реконструкцию трассы М51 Купино — Карасук, а также продолжим работы на дороге Венгерово — Минино. Будет продолжено строительство моста через реку Ик в Искитимском районе. И это далеко не полный перечень, объектов много. Это что касается автомобильных дорог.
Не могу не упомянуть также об аэропорте Толмачево. Как известно, в соответствии с указом Президента Правительством Российской Федерации сформирован комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в связи с чем на период до 2024 года запланировано выделить из федерального бюджета 8,9 миллиарда рублей на реконструкцию аэропорта Толмачево. Аэропорт давно нуждается в строительстве нового перрона, соединительной рулежной дорожки между первой и второй взлетно-посадочными полосами, а также прочей аэродромной инфраструктуры.
Помимо федеральных денег, около 15 миллиардов рублей в реконструкцию аэропорта инвестирует холдинг «Новапорт». До 2022 года площади пассажирского терминала будут увеличены до 80 тысяч квадратных метров, что позволит обслуживать около 10 миллионов пассажиров в год. Проектирование и строительство терминального комплекса будет финансироваться из внебюджетных источников, планируемая сумма затрат — не менее 11,5 миллиарда рублей. На втором этапе реконструкции, до 2025 года, площадь комплекса будет увеличена до 105 тысяч квадратных метров, и аэропорт сможет обслуживать 13–15 миллионов пассажиров в год. Так что в недалеком будущем наш аэропорт полностью преобразится.