USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Письма на долгую память

Татьяна РЕШКЕ
Фото предоставлено Любовью ДУШКИНОЙ
Фото предоставлено Любовью ДУШКИНОЙ

Спустя десятилетия становятся известны имена солдат из братских могил, оживают пожелтевшие рукописи

Корреспондент «Советской Сибири» Александр Сучилкин ушел на фронт в первые дни Великой Отечественной войны и не вернулся. Дата его гибели и место погребения уточнены недавно: воин-сибиряк покоится в Смоленской области, в братской могиле.

Архивные источники позволяют не только восстановить события последних дней его жизни, хронику жестоких боев, но и представить, какими были люди того времени, считает Любовь Душкина, односельчанка Александра Сучилкина, автор нескольких публикаций о подвигах земляков.

Плод упорных поисков
— Почему я собираю все эти материалы? Мне часто снился наш поселочек Новые Озерки, который к тому времени уже распался, и я решила написать о его истории, об односельчанах, которых призвали на фронт, — объясняет Любовь Душкина.

Когда стал доступен Интернет, Любовь Степановна начала искать сведения в электронных архивах, в том числе в обобщенном банке данных «Мемориал». Про Александра Сучилкина есть сведения, что он был убит в промежутке между 31 августа и 2 сентября 1941 года под Ельней.

— Там шли сильнейшие бои, — напоминает наша собеседница. — Возможно, некоторое время погибшие, раненые воины так и оставались на поле боя… Сестра Александра Сучилкина говорила мне, что ее брат погиб где-то в сентябре 1941 года, а 12 сентября у Александра день рождения. По этому рассказу я и написала, что он погиб в день своего рождения. Но по базам данных можно узнать более точную дату.

Каждое дерево говорит о былом
Про судьбу Александра Сучилкина «Советская Сибирь» уже рассказывала: 14 апреля 2005 года в нашей газете была опубликована статья Любови Душкиной «За родную сторонку» — странички биографии маленького поселка Новые Озерки, которого сегодня уже нет на карте региона. Поселок исчез в начале 60-х годов, когда мелкие населенные пункты стали объединять в более крупные. В семейном архиве Любови Степановны хранятся черно-белые фотографии родных мест, с которыми связаны волнующие воспоминания. На одном из снимков — еле заметные макушки «Рудневых тополей». Эти деревья посажены двумя братьями Рудневыми, которые ушли на войну и не вернулись…

— Этот поселок организовали мамина тетя Анна Дмитриевна и Семен Николаевич Рудневы, — рассказывает гостья редакции. — Они жили в селе Плотниково Ордынского района, а когда после революции им дали земельный надел километрах в двадцати от села, переехали. Места были хорошие, и туда потянулись сельчане из Верх-Ирмени. Организовали поселочек — 41 двор. Потом колхоз. Когда началась война, из поселка был призван 41 человек. Но не с каждого двора по одному человеку — кому-то из семей некого было на войну посылать, а у кого-то ушли на фронт несколько... 21 человек не вернулся.

Герой Первой мировой войны Антон Васильевич Сучилкин проводил на войну четырех сыновей: Александра, Алексея, Михаила и Илью. Александр Сучилкин был самым старшим. Именно он незадолго до начала войны работал корреспондентом «Советской Сибири».

В роте у нас хороший народ
Дома у Александра Сучилкина остались жена и двое маленьких детей, поэтому его письма с фронта полны тревоги за близких:

«Скоро два месяца, как уехал я и не знаю о вас ничего. Все ли хорошо у вас, чем и как живете — все это меня сильно беспокоит. Получишь это письмо, сразу пиши ответ, не медли. О себе: жив, здоров, сейчас нахожусь в действующей армии... Пока жив, буду поддерживать вас материально…»

«Здоровье хорошее. Настроение тоже. Будем надеяться, что фашистские пули будут пролетать мимо. Вы обо мне не беспокойтесь. Себя я от врага защищу. В роте у нас подобрался хороший народ и в обиду своего политрука не даст, как и он их. Соскучился по дому. Галину посмотрел бы, Геннадию про войну рассказал. Ему спасибо, что маму успокаивает. Молодец он. Пусть растет быстрее и папу заменяет».

Тем временем Красная армия сдерживала врага, рвавшегося к Москве. В начале августа в районе Ельни фашистские войска — отборная дивизия СС, танковые группы Гудериана — были остановлены, а в двадцатых числах советские войска нанесли решающий контрудар.

В бой были брошены танки, авиация, артиллерия, реактивные минометы. Битва не прекращалась ни днем ни ночью. В одном из сражений под Ельней пал смертью храбрых и Александр Сучилкин, политрук роты.

Его дети, Геннадий Александрович и Галина Александровна, бережно хранят реликвии, в том числе письма с фронта и дневники отца. Поиски продолжаются, историки и следопыты по-прежнему ведут большую работу, и время от времени всплывают новые детали. Хотя фронтовая судьба забросила Александра Сучилкина далеко, место его погребения установлено. Братское воинское захоронение находится в Рославском районе Смоленской области: могила около дороги, вблизи поселка Екимовичи, на центральном шоссе Москва — Брест.

СПРАВКА
Александр Сучилкин родился в деревне Плотниково Ордынского района Новосибирской области в 1913 году. В 20-е годы семья переехала в поселок Новые Озерки. В конце 20-х годов Александр окончил Ордынский сельскохозяйственный техникум, работал агротехником в Ордынке, затем в Верх-Ирменьской МТС. В 1935-м был взят в армию и отслужил в Хабаровске сухопутным моряком. Вернувшись со службы, работал корреспондентом «Советской Сибири». Вскоре был направлен в город Куйбышев Новосибирской области в районную газету. Когда началась война, ушел на фронт в составе Сибирской добровольческой дивизии. Погиб в 1941 году.