На медицинских фронтах
О том, как Куйбышевская районная больница стала «второй областной»
В 50-е годы систему здравоохранения страны создавали практически с нуля. Следующие десятилетия стали эпохой больших перемен, которые потребовали от медиков самоотверженности и целеустремленности. Острая потребность в кадрах, маленькие стационары в глубинке — все это характерные черты времени, о которых помнят как представители отрасли, так и старожилы.
В 40-е годы главврач Куйбышевской ЦРБ передвигался на конной бричке. В последующие десятилетия медики пользовались уже воздушным транспортом, перемещаясь из района в район. Строились корпуса, поступало новое оборудование. Под руководством главного врача центральной районной больницы Николая МОИСЕЕНКО происходили большие перемены.
Этой весной Николай Акимович, почетный гражданин города Куйбышева, отметил 100-летний юбилей.
«Сколько пришлось увидеть…»
Вехи биографии этого замечательного доктора известны многим. Родился 1 марта 1919 года в Приморском крае, а в 1936 году их многодетную семью выселили из села за отказ отца вступить в колхоз, рассказывает районная газета «Трудовая жизнь» (№ 9, 2019 год). В итоге семья приехала в Новосибирск. Здесь Николай поступил сначала в фельдшерскую школу, потом в мединститут. Учился на отлично.
В семейном альбоме до сих пор хранятся записи Николая Акимовича, сделанные годы спустя. К слову, почерк у него (не в пример многим другим медикам!) очень красивый. На пожелтевших от времени листках — любимые стихи, высказывания, размышления, плюс обширный перечень «Мои показатели характера». «Показателей» двадцать восемь: любовь к труду, к детям и родителям, увлечение садоводством, охотой, грибами, автоделом, книгами… «Никогда не стремился к обогащению и наживе, — перечисляет Николай Акимович, — не жил и не живу за счет других, слов на ветер не бросаю, постоянно тоскую по своей Дальневосточной Родине, всегда вспоминаю свое счастливое детство, с ужасом вспоминаю годы войны…»
Впечатление от войны осталось неизгладимое. Историческое объявление, озвученное Левитаном, застало Николая Моисеенко за учебником, за подготовкой к экзаменам. В 1941 году он отправился на фронт в составе 246-й стрелковой дивизии в качестве командира санитарного взвода.
Раненых бойцов спасали в ужасающих условиях. «Сколько пришлось увидеть и пережить, — писал Николай Акимович брату Алеше. — Это может понять только тот, кто здесь побывает. Вот сегодня я развернул свой медицинский пункт в доме, а через некоторое время с грохотом стали рваться снаряды и мины. В коридоре и то полно порохового дыма, а снег кругом покрыт черной копотью. И вот мы привыкли работать в таких условиях и часто даже не обращаем внимания на смерть, которая пляшет вокруг тебя…»
Военфельдшер прошел шесть фронтов, побывал в боях подо Ржевом, участвовал в сражении на Курской дуге, был ранен, лежал в госпитале. В числе его наград медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией», орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени.
Куйбышевская больница в 50-е годы XX века
После войны, в 1949 году, врача-фронтовика направили в Куйбышевскую центральную районную больницу. Забегая вперед, скажем, что в этой должности он будет работать 37 лет. А тогда, на пороге 50-х, тридцатилетнему главврачу предстояло совершить настоящую революцию: создать компетентную хирургическую службу, решить кадровую проблему, наладить медобслуживание деревень. Но трудности не пугали.
Боевая закалка помогла
В то время в городе Куйбышеве проживало 12 тысяч человек. Как выглядела местная больница? Терапия располагалась в деревянном здании, построенном еще до революции, остальные отделения, разбросанные по всему городу, — в бывших купеческих домах. Отопление печное. Автомобилей не было. Воду из реки и все грузы возили на двух волах. В распоряжении главврача была конная бричка.
Главный врач в рабочем кабинете. 1968 год
Николай Акимович действовал по-военному решительно и целеустремленно. Как жили и трудились в те годы, вспоминает Людмила Степановна Панфилова, много лет работавшая в райцентре фельдшером-лаборантом.
— Домик Николая Акимовича стоял на территории больницы, — рассказывает Людмила Степановна. — Так как он жил рядом, по ночам иногда приходил в отделение больницы и проверял, как дежурят врачи и медсестры. Невнимания к пациентам никогда не прощал, был очень требовательным! Говорил примерно так… передаю как запомнила: «Придет к вам на прием человек — изработанный, пожилой, войну прошел. А вы, молодые, здоровые, должны его выслушать. Если больной недоволен, значит вы не нашли нужных слов, не смогли объяснить, успокоить человека… Говорите, с некоторыми больными трудно работать? А быть больным еще труднее! Если к вам пришли за помощью, ваша обязанность — найти подход и помочь!»
Главврач Н. А. Моисеенко с коллективом хирургического отделения
Несмотря на небольшие зарплаты
Понемногу подходы к делу менялись, профессионализм медиков рос.
Уже в 50-е годы Куйбышевская ЦРБ стала зональной: к ней прикрепили десять районов. Был организован пункт санитарной авиации с аэропортом в Барабинске. Куйбышевские врачи помогали коллегам в Кыштовке, Северном, Венгерово и других районах. По инициативе Николая Моисеенко были организованы здравпункты на промышленных предприятиях, в районе появились пять участковых больниц и 40 ФАПов. А когда на пустыре построили новые корпуса, преобразился и внешний вид районной клиники. Были открыты тубдиспансер, терапевтическое, хирургическое, инфекционное и гинекологическое отделения, станция переливания крови, поликлиника, медицинское училище. Новый больничный комплекс полностью оснастили медицинской аппаратурой. Куйбышевскую ЦРБ стали по праву называть «второй областной больницей».
Корпуса ЦРБ
— Несмотря на небольшую зарплату, мы, врачи, работали на совесть, — вспоминает Раиса Максимовна Моисеенко, супруга Николая Акимовича, заведовавшая детским отделением Куйбышевского противотуберкулезного диспансера. — Постоянно ездили в районы, приближая нашу врачебную работу к сельскому населению. Приезжаем в село. Там на заборе сидит человек пятнадцать детей, и мы их всех осматриваем. Потому что такое было время, что у них и денег-то не было на автобусный билет до райцентра. Пока еду до другого села — там опять собираются люди… Раз в неделю в участковые больницы приезжали терапевты, узкие специалисты, делали обходы, назначали лечение, а фельдшеры выполняли.
Труд Николая Акимовича высоко оценили и на региональном, и на всесоюзном уровне. Так, в 1966 году ему присвоили почетное звание «Заслуженный врач РСФСР», а в 1968 году вручили высшую государственную награду Советского Союза — орден Ленина.
Но, наверное, лучше всего говорят о нем отзывы коллег, пациентов и его собственные размышления: «Мне ни за что не стыдно. Я свободно смотрю людям в глаза. Я прожил жизнь не для себя, главным образом, а для людей…»
«Люди болели реже»
Геннадий ХАЛИМАН, руководитель ЗАО «Пламя», Сузунский район, с. Шайдурово:
— В 50-е годы, когда я учился, у нас в сельской школе врача не было. Но могу сказать, что работала амбулатория, куда мы обращались за медицинской помощью. Например, школьников туда вызывали, чтобы поставить уколы, прививки. В том числе прививку от кори.
У нас был участковый врач, была больница — коек на восемь. Люди могли лечиться в стационаре, и это было удобно. Сегодня в Шайдурово и амбулатория неплохая, и стоматология, но стационара все-таки не хватает. До бобровской больницы хоть и недалеко, но все-таки более тридцати километров, и ездить в соседнее село — это не дело.
Где родители покупали лекарство, я не интересовался. Это сейчас мы знаем, что такое, например, антибиотики. Названия многих препаратов у всех на слуху. А тогда самым известным лекарственным средством был аспирин — если понадобится, шли в больницу и покупали. Домашних аптечек у многих не было вообще.
На мой взгляд, раньше люди болели реже, чем теперь, и больничные листы брали только в самых крайних случаях. А еще активно занимались спортом. Так, в Шайдурово и волейбол был, и футбол — шли соревнования команд «улица на улицу». Представьте, сколько в селе улиц, столько команд! Сегодня в этом плане картина иная. Люди мало заботятся о том, чтобы вести здоровый образ жизни, беречь себя. Есть у нас дипломированные специалисты, которые могут преподавать физвоспитание, но энтузиазма, увлеченности все-таки не хватает. Учитель, который ведет спортивное направление, должен находить время и силы, чтобы оставаться с детьми после уроков, устраивать соревнования, конкурсы. Иначе хороших результатов не будет.
Спортивные традиции в нашем районе богатые, но, к сожалению, сегодня в селе нет школьного спортзала. Крыша помещения находится в плохом состоянии, и школьники занимаются физкультурой на улице, когда позволяет погода. Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив, глава Сузунского района Лилия Некрасова уделяют этой проблеме большое внимание. Есть уверенность, что вопрос будет решен и в селе появится новая школа со спортзалом.
«Мы называли это товарищеской работой»
Людмила КОЧЕГАРОВА, председатель совета ветеранов медицинских работников Заельцовского района, ветеран труда Новосибирской области, акушер-гинеколог:
— В 70-е годы бригада докторов, в составе которой была и я, выезжала в Ордынский район. Эти служебные поездки мы называли товарищеской работой, ведь надо было помочь районной больнице. Ордынский район — довольно крупный, там прекрасная районная больница, но поселок Пролетарский находится далековато, и мы, приезжая туда, в течение недели осматривали пациентов, проводили лечебные процедуры.
В то время я работала акушером-гинекологом в родильном доме № 3 — это был первый профилированный родильный дом в Новосибирске. Здесь принимали на роды, на оперативное лечение женщин, страдающих туберкулезом. Я прошла учебу на фтизиогинеколога в Москве, затем меня назначили заведующей женской консультацией Заельцовского района, где мы организовали специализированные приемы.
Работа была очень интересная! Да, конечно, были проверки, комиссии… И я вам совершенно честно скажу, не было никаких звонков перед этим. Проверки приходили неожиданно. Из городского отдела здравоохранения звонили минут за сорок, самое большее — за час: «К вам едет комиссия». Шли по кабинетам, смотрели оборудование, инструментарий. Брали документы выборочно, 10–20 историй ведения беременных, гинекологических больных. Смотрели соответствие назначений. Поскольку наш коллектив был сработанный, квалифицированный, жестких замечаний не было.
Обстановка была очень хорошая! Не скажу строгая, но ответственная. Место работы — это был второй мой родной дом, где я находила радость общения. Конечно, возникали вопросы, были ошибки, но я все время училась. Мне всегда было интересно рядом с людьми, которые на тот момент знали и умели больше, чем я.