«Бабушки в очереди меня чуть не убили»
Николай Цискаридзе рассказал новосибирским студентам про свое детство и пенсию
Поучаствовать в церемонии вступления Новосибирска во Всероссийский театральный марафон приехал артист балета и педагог Николай Цискаридзе. И сразу после перелета, не выспавшись, попал на встречу со студентами Новосибирского государственного хореографического училища. Звезда балета рассказал своим юным коллегам, как стать востребованным артистом, а потом ректором и как он впервые получал пенсию.
Знаменитый танцовщик, а ныне ректор Академии русского балета имени Вагановой прибыл в Новосибирск, чтобы вести торжественную церемонию передачи символа Года театра. Небольшую изящную статуэтку 27 февраля на сцене НОВАТа вручила губернатору Новосибирской области Андрею Травникову вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец.
А перед этим танцор и педагог встретился со своими коллегами — учащимися и преподавателями Новосибирского государственного хореографического училища, хореографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, артистами балета.
«Вот так я попал в театр»
В зале хореографического училища яблоку негде было упасть: некоторые из детей примостились по двое на одном кресле, взрослые стояли в проходах. Утомленный перелетом гость опоздал на полчаса. И первым делом, взойдя на сцену учебного театра, объявил, что у него «шесть утра». Но в кресло на сцене садиться отказался. «Если я сяду, я усну», — объяснил Николай.
— Я был здесь в 2006 году. Но тогда не было еще этого здания, шла стройка. Приятно видеть, что уже все запущено и функционирует, — заметил Цискаридзе.
Он рассказал собравшимся, что, перед тем как попасть в хореографическое училище, учился в обыкновенной школе.
— А вот жили мы в другой стране, она называлась Советский Союз, — уточнил артист. — Представление у нас было обо всем немножко иное, чем у вас. У нас не было телефонов, компьютеров, гаджетов. Их просто не существовало. Поэтому мы часто читали книги и ходили в театр. Вот это меня и сгубило. Я из семьи нетеатральной, у меня нет никого, связанного с балетом и вообще с музыкальным театром. И в детстве мне казалось, что по ту сторону рампы живут какие-то существа-эльфы. Отчасти это был такой мир Гарри Поттера для меня, в который очень хотелось попасть. И когда я захотел этим заняться, никто даже не подозревал, что у меня есть какие-то способности. А оказалось, что способности все-таки есть. И чем больше я учился, тем больше все понимали, что эти способности у меня очень хорошие. Вот так я и попал в театр. А потом просто уже было жалко уйти.
Мастер давно преподает. В этом году у Николая Цискаридзе выпускной класс, 18 апреля — госэкзамен.
— В школе я был круглым отличником, такая была неприятность в моей жизни. И здесь нет моей заслуги — заслуга мамина, потому что мама не хотела видеть другие оценки. А из-за того, что я хорошо учился, меня все время делали старостой, учкомом и еще бог знает кем. И еще оказалось, что я очень легко запоминаю все, никогда не прикладывал усилия, для того чтобы что-то выучить. Когда мы получали дипломы, родители были в зале. Я получил свой красный диплом и только вошел в кулису — мама его сразу забрала. И отдала в институт, а меня просто поставила перед фактом. С красным дипломом мне не надо было сдавать экзамен. И вот я уже учился в институте на педагога. Делать мне это, конечно, не очень хотелось. Но педагог, который меня выпускал, вместе с мамой настоял на том, чтобы я учился дальше. И с этого момента, а было мне 17 лет, он заставлял меня преподавать. И последние 11 лет из 21 года карьеры в Большом театре я каждый день вел класс и готовил артистов. Каких-то моих учеников вы здесь видите.
Как стать ректором, или «Подниму ногу выше всех»
Студент первого курса Евгений поинтересовался, сложно ли ученику московского училища сейчас работать ректором питерской академии?
— Хорошо, что ты высокий, уже радует, — смерил взглядом парня тоже рослый Николай. — Во-первых, если ты умеешь заниматься своим делом, то ничего не сложно. Второе — мне так всю жизнь было в моей профессии легко... Правда легко. Все «греются», а мне не надо было этого делать. Все растягиваются, а я никогда этого не делал. Я и сейчас подниму ногу выше, чем кто-либо! Когда я принял решение, что согласен стать ректором в Петербурге, то прекрасно понимал, какое количество людей мечтают об этой должности. Это очень почетно и важно для кого-то в карьере. А я шел работать. И для меня, для моей актерской биографии это ничего не значило, потому что все звания и награды, которые можно было получить, я получил на сцене. Нужно было лишний раз не самым приятным людям доказать, что я все равно это умею делать и делаю это неплохо. И дело еще в том, что ректором невозможно назначить. Меня назначили исполняющим обязанности, а ректором меня в итоге через год выбрал коллектив — это обязательная процедура для ректора. Значит, что-то за этот год я им показал, что-то умею. По крайней мере, мне не стыдно за то, чем я занимаюсь. И все, что я обещал в своей предвыборной программе, уже за первые три года было реализовано.
Хрупкая девочка Настя робко спросила, какие данные нужны, чтобы стать успешным артистом балета.
— Данные, конечно, нужны. И хорошо бы, они были как у меня, вам бы повезло, — серьезно сказал Николай. — Но мозги — это самое главное. И еще главное — четко понимать, какие у тебя внешние способности, что ты можешь исполнять, а что — нет. Сейчас каждая карлица лезет в лебеди, каждая кривоногая — в Жизель, каждый идиот хочет быть Принцем. А этого быть не может, простите. Я обладал тем положением в своей профессии, что мог делать все, что хочу. Но при этом прекрасно понимал, что такие-то роли я не могу исполнять, потому что я не имею на это права. Потому что есть другие артисты, которые и внешне подходят, и лучше исполнят, чем я. А как педагог я могу сказать: Господи, дай мне ученика со слухом и координацией — больше ничего не хочу! А данные я как-нибудь переживу…
«Пенсию получил в 33 года»
— Я пенсионер с 33 лет. Первые выплаты получил день в день, как только мне исполнилось 33 года. Как премьер Большого театра я имел право на пенсию по выслуге лет по 15-летнему стажу, — объяснил артист. — И на тот момент мне дали самую большую пенсию за всю историю Большого театра, потому что тогда у меня была уже большая сумма в накопительном фонде. И бабушки в очереди меня чуть не убили. Потом, так как я давно уже был народный артист, лауреат госпремий и бог знает кто еще, мне сразу дали ветерана труда. И тоже за это меня чуть не убили в очереди. Больше никогда не получал пенсию, она теперь только капает на карточку, копится. И я все время думаю, что когда-нибудь я, может быть, покучу на эти деньги. Что дает мне эта пенсия? Конечно, в транспорте я стал ездить бесплатно. Я очень люблю достать эдак карту и пройти в московском метрополитене. К сожалению, у нас все эти льготы действуют по прописке. Например, в Петербурге моя пенсионная карточка не действует. Льготная оплата ЖКХ только по одной квартире, по другой вам уже ничего не дадут. Это все очень забавные бытовые вещи. Самое смешное, в последние годы моей службы в Большом театре я поступил в юридическую академию. У меня два высших образования, по первому я педагог-репетитор, по второму — специалист по трудовому праву. И когда я заканчивал, писал диплом в юридической академии, стал ректором. И вот у меня был период, примерно полгода, когда я был одновременно студентом, ректором и пенсионером. Потому что все мои удостоверения были действительны.
Зрителям было интересно, как Николай Цискаридзе относится к современному балету.
— Иногда приезжаешь куда-то по приглашению и понимаешь, что в этом спектакле тебе не хочется принимать участие вообще, потому что это настолько против правил — каких-то твоих, сценических. Допустим, во многих театрах «Жизель» идет в таком жутком виде, что я бы вовсе не хотел никогда участвовать в таком спектакле. Их репетиторы просто не понимают, что у этого спектакля совершенно другие законы. И еще, если вы считаете, что современный балет — это когда артисты ползают и нюхают друг друга, то на самом деле это нельзя назвать современным танцем. Что касается классического балета, там, где женщина в белой пачке, а мужчина в белом трико, –— это просто очень красиво. И я уверен, что эта красота будет актуальна всегда. Если это хорошо исполнено — это очень красиво. Но хороших исполнителей очень и очень мало.
ДОСЬЕ
Николай ЦИСКАРИДЗЕ, ректор Академии русского балета имени Вагановой. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Солист балета Большого театра с 1992 по 2013 год. Народный артист РФ, народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии РФ, трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член совета при Президенте РФ по культуре и искусству.