Великое переселение
Музыкальный театр обзавелся дополнительными 630 квадратными метрами на зависть прочим новосибирским храмам Мельпомены
Самый «золотомасочный» театр города — Новосибирский музыкальный театр 2 февраля отметил юбилей. Шестьдесят лет назад на сцене тогда еще паркового кинотеатра состоялась премьера первого спектакля музкомедии — оперетты Дунаевского «Вольный ветер». Празднование совпало с переездом.
Юбилейный год работники постижерного и бутафорского цехов театра наконец отметили в новом помещении, которое обошлось примерно в двадцать миллионов рублей. В конце января новый технический модуль региональный минкульт показал новосибирским журналистам.
— Необходимость в нем очевидна — потому что у театра явный недостаток помещений, — сказал заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов. — Производственных в том числе. И конечно, когда появилась такая возможность — отремонтировать это строение, которое стоит рядом с основным корпусом, мы нашли средства. И театр тоже вложил заработанное, чтобы появилось помещение для производственных мощностей. Но, я думаю, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Единственный, но повторимый
По словам директора театра Леонида Кипниса, нынешнее здание первоначально не предназначалось для того, чтобы играть в нем спектакли.
— Когда-то строился летний парковый кинотеатр, который не обладал никакими вспомогательными помещениями, — поясняет директор. — У нас очень тесно в гримерках, один маленький балетный зальчик и совсем нет помещений, где можно было бы хранить декорации и расположить производственные цеха. И это все, конечно же, нас очень ограничивало и затрудняло нашу деятельность. Поэтому я обратился в наше родное министерство культуры, и нам пошли навстречу. И мне кажется, то, что мы сделали, по крайней мере в настоящий момент, уже хорошо.
Конечно, это еще не конец работы: новый модуль будет дорабатываться. К тому же, Леонид Кипнис надеется, что рядом будет построен еще один.
— Это пока единственное подобное помещение для театра. И мои коллеги из других театров сразу все захотели построить собственные модули. Даже театр кукол, хотя я им пытаюсь объяснить, что для кукол достаточно и кладовки, — шутит директор.
Кто в теремочке живет?
Через крохотное, темное и пыльное помещение бывшего бутафорского цеха, которое располагается в правом крыле театра, журналистов ведут прямо на улицу. Здесь, буквально в двух шагах от здания, стоит тот самый театральный модуль, о котором столько разговоров, — небольшое двухэтажное здание, покрытое свежим сайдингом. Конечно, новый бутафорский цех со старым не сравнить: огромные окна, современная вентиляция под потолком (а здесь без вентиляции нельзя, потому что работа с красками и клеем), простор, ровный пол и даже отдельные комнаты для приема пищи и туалет для сотрудников.
А между тем на полу растянуты нарисованные облака. Иногда для изготовления задников нужны большие площади, поэтому местные бутафоры раньше расписывали их ночами — после спектаклей, прямо на сцене.
— Сейчас мы занимаемся новой постановкой — «Мэри Поппинс, до свидания!», — рассказывает начальник художественного декорационного цеха Любовь Прокудина. — Здесь вы можете увидеть последовательность работ — декорации растягиваем, загрунтовываем, расписываем. В готовом виде та, последняя, самая маленькая, вот и облака полетели.
Своя болванка для каждого актера
Неподалеку от бутафории изготавливают головные уборы — от цилиндров до самых замысловатых шляпок. Рядом склады материалов и местная «сапожная мастерская»: здесь работают три мастера, которые делают театральную обувь. Шьется она, кстати, только из натуральных материалов («Не какой-нибудь «Китай», — съязвил Кипнис), точно по ноге каждого действующего актера.
— Мы изготавливаем обувь, которую затребовал художник-постановщик. Он рисует эскиз, и в соответствии с ним мы уже подбираем цвета кожи, модели, болванки. Конечно, это не та обувь, в которой можно ходить по улице, а сценическая, — комментирует заведующая постановочной частью Елена Ловцова. — На каждого актера у нас существуют свои болванки. Главное, чтобы им удобно было.
В местном костюмерном цехе, он на втором этаже, хранятся наряды из снятых с репертуара спектаклей. Сколько их здесь, еще никто не считал.
— Это только часть нашей коллекции, — говорит начальник костюмерного цеха Ирина Скворцова. — А самые старые костюмы — из «Фаворита». Вот наряд главного героя, а это — Екатерины. Этим платьям лет двадцать — двадцать пять. А вообще, стараемся хранить все.
Чуть дальше — цехи женских и мужских платьев.
— Переехали перед Новым годом, и нам очень здесь нравится, — рассказывает начальник пошивочного цеха Татьяна Петухова. — Спасибо руководству, сразу же приобрели новое оборудование. Тут, конечно, просторнее, светлее, на прошлом месте у нас было всего одно окно. И столы теперь новые, два портновских, один закройный. Современное оборудование — шумное, в театре бы мы такое себе бы не позволили, у нас и ставить его некуда было, и просто потому, что наш цех находился рядом со сценой. Пытались не шуметь, для работы выбирали время между репетициями, а здесь мы сами себе хозяева!
Если опять спуститься вниз, можно попасть в два изолированных неотапливаемых помещения — это склады декораций. А холодно здесь потому, что «начинку» для сцены лучше хранить как раз при такой температуре.
— У стены стоит разобранный «Сирано», дальше «Летучая мышь», «Римские каникулы» — номинант, который поедет на «Золотую маску». В другом отсеке — «Средство Макропулоса», «Ходжа Насреддин», «Фанфан-Тюльпан» и мелкие элементы других спектаклей. На полу — бревна из «Капитана Блада». Короче, всего помаленьку, — показывает начальник машинно-декорационного цеха Сергей Козлов.
Дирекция театра надеется, что скоро и работники столярного цеха, где давно течет потолок, наконец переберутся в новое помещение.