USD 100.6798 EUR 106.0762
 

100 министерских дней

Инна ВОЛОШИНА

Константин Хальзов был назначен на пост главы областного минздрава 27 сентября прошлого года. За время пребывания в должности ему, помимо текущей работы, пришлось стать тайным пациентом...

Министр здравоохранения побывал в нескольких городских поликлиниках, где мог своими глазами увидеть, как работает регистратура и легко ли получить заветный талончик к врачу.

Кроме того, Константин Хальзов принял самое активное участие в совершенствовании региональной системы онкологической помощи, предпринял ряд шагов, направленных на решение кадрового вопроса. Не остались без внимания главы областного минздрава и проблема алкоголизма и наркомании, а также вопросы государственно-частного партнерства — как в строительстве новых филиалов городских поликлиник, так и в обслуживании пациентов по полису ОМС в частных медицинских центрах. Об этом и многом другом — в материале «Советской Сибири».

С полисом ОМС в частную клинику
Многие пациенты жалуются на очереди, тесноту и неудобства в государственных поликлиниках.

То ли дело частный медицинский центр: чистота, уют, мягкие диваны, ласковый администратор, журналы на столике и конфетки в вазочке. И уж, конечно, никаких очередей. Вот только цены кусаются.

— В нашем регионе есть примеры, когда частные медицинские центры прикрепляют к себе пациентов и работают с ними по принципу подушевого финансирования. Иными словами, человек, прикрепленный к центру, может получить медицинские услуги по полису ОМС, как в обычной поликлинике. И раз частные клиники идут на это, значит им это выгодно. Бизнес получает прибыль, а пациенты — комфорт, — констатировал Константин Хальзов. — Скажу больше, сегодня 70 процентов высокотехнологичной медицинской помощи оказывают именно федеральные и частные медицинские центры, с которыми мы активно сотрудничаем. Это касается лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, травм, ЭКО и многого другого. Приведу пример. В начале февраля в дорожной клинической больнице откроют сосудистый центр, где будут оказывать специализированную помощь пациентам с нарушением мозгового кровообращения. Сейчас в городе два таких центра — при областной и городской больницах. Теперь будет три.

Тайный пациент из министерства
Пожалуй, самым нестандартным ходом, который Константин Хальзов предпринял на посту министра здравоохранения, стало его посещение городских поликлиник, так сказать, инкогнито.

Сотрудников медицинских учреждений не предупреждали о визите высокого гостя, и он смог увидеть во всей красе скользкие крылечки, тесноту и скученность в помещениях и очереди в регистратуру. А также услышать, как персонал поликлиник общается с пациентами без посторонних глаз. Кто-то проверку выдержал, кто-то — нет. Что интересно, где-то министра узнавали, а где-то — нет, что добавляло ситуации пикантности. Но Константин Хальзов предпочитает не называть поликлиники, где были выявлены недостатки. Ему гораздо важнее, чтобы они были устранены.

— Главной целью моих визитов было увидеть слабые точки и понять, что реально можно сделать, — пояснил министр. — Если в поликлинике есть регистратура, значит есть и проблемы. Ремонт входных зон тоже надо делать. Есть и другие моменты. Последний раз я был в поликлинике № 18, там сейчас ведется активная работа. Кстати, записаться на прием к врачу можно, не только придя в поликлинику. Есть и другие способы. Например, это можно сделать через портал госуслуг, а владельцам смартфонов — через специальное приложение. Есть еще телефон 124. Последние две недели специалисты дорабатывают эту систему, поэтому ее пока «лихорадит», но вопрос на контроле в минздраве. Мы нацелены на создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Поэтому в те поликлиники, где я увидел серьезные проблемы, сразу же выезжают специалисты минздрава, чтобы вместе с руководством лечебного учреждения продумать решения. Причем это решения, которые в основном не требуют вложения денег, они требуют внимательного отношения к потребностям пациентов и правильной организации работы персонала.

Пресловутый кадровый вопрос
Город Новосибирск замер в ожидании радостного события — начала возведения семи филиалов городских поликлиник в районах массовой застройки.

Как известно, проект будут реализовывать на принципах государственно-частного партнерства и это первый такой опыт в стране. Хочется верить, что он окажется удачным. Но потенциальных пациентов уже волнует, а хватит ли врачей на такое количество поликлиник? Ведь они у нас в дефиците, особенно узкие специалисты. В сельской местности кадровый вопрос стоит еще острее. Некоторые ФАПы, на которые государство тратит деньги, стоят пустыми, потому что не могут найти фельдшера.

— Да, действительно, сегодня в Новосибирске не хватает примерно пятидесяти участковых терапевтов. Но насчет новых поликлиник беспокоиться не стоит — поскольку это филиалы, часть врачей просто перейдут туда из головных учреждений. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с НГМУ. Как известно, сегодня выпускники медицинских вузов должны отработать некоторое время в первичном звене. Обсуждаем возможность целевого набора, — рассказал Константин Хальзов. — Делаются шаги, чтобы привлечь врачей в глубинку. Например, расширен перечень узких специалистов, которые могут принять участие в программе «Земский доктор». Повышен и возрастной ценз — теперь участниками программы могут стать люди до 50 лет. В прошлом году нам удалось привлечь по этой программе 53 специалиста. Но все зависит от главного врача ЦРБ. Если он заинтересован, он будет создавать условия, и в первую очередь это жилье. И тут важна совместная работа руководства больницы, местной администрации и депутатов. В Колывани, например, глава три квартиры держит именно для врачей.

Усовершенствовать систему онкопомощи
Каждый, кто хоть раз обнаруживал у себя новообразование, знает, какая это проблема — хотя бы просто попасть к онкологу.

В городских и районных поликлиниках специалистов не хватает, и ожидание приема может растянуться на недели, а то и на месяцы. Женщине, у которой заподозрили опухоль молочной железы, очень трудно получить талон на маммографическое обследование, если ей нет сорока. Онкологические отделения переполнены. Нередки случаи, когда пациентам назначают курсы химиотерапии позже положенного срока. Сложно бывает попасть на МРТ. Словом, проблемы в организации онкологической помощи можно перечислять бесконечно. Тема эта активно обсуждается в обществе, и это понятно: статистика по онкозаболеваниям в нашем регионе отнюдь не успокаивает. Константин Хальзов все это отчетливо по­нимает.

— Был проведен аудит региональной системы онкологической помощи. Нам важно было понять, какими возможностями располагают онкологический диспансер и соответствующие отделения в больницах и каков потенциал федеральных и частных клиник. Стоит вопрос о строительстве нового онкологического центра, губернатор дал поручение разработать медико-техническое задание, которое практически готово. После согласования с главным онкологом страны начнется проектирование. А пока в рамках реализации национального проекта «Здоровье» до конца года в регионе будут созданы три центра оказания онкологической помощи (ЦООП). Они будут нацелены именно на первичную помощь. Один из них будет в Ордынском, другой — при горбольнице, третий — на базе городской клинической больницы № 2 в Дзержинском районе. Ни один человек, у которого врач любой специальности заподозрил опухоль, не будет оставлен без внимания. Он сможет максимально быстро пройти необходимое обследование и начать лечение. Для решения этой задачи мы создаем единую онкологическую регистратуру и будем контролировать маршрутизацию каждого пациента, — сказал министр здравоохранения.

Быть здоровым престижно
Как известно, лечением и реабилитацией людей, страдающих от различного рода зависимостей, помимо частных клиник, занимается областной наркологический диспансер. По всей видимости, активная пропаганда здорового образа жизни, которая ведется в нашей стране в последние годы, в совокупности с административными мерами по ограничению продажи спиртного и табака сделали свое дело — употреблять стали меньше.

— Наблюдается четкая тенденция к снижению. По наркомании это 15 процентов за прошлый год, а по алкоголю — еще больше. Но, конечно, это не значит, что все у нас в этом смысле хорошо. Работу надо продолжать. Наши специалисты работают в школах, так как подростки находятся в группе риска. Правда, профилактика осложняется тем, что родители часто не дают согласие на обследование своих детей на предмет употребления запрещенных веществ, — сообщил глава областного минздрава. — Радует, что быть здоровым сегодня престижно. Я сам стараюсь вести здоровый образ жизни, занимаюсь спортом — хоккеем, лыжами, бадминтоном, езжу на велосипеде, стремлюсь правильно питаться. Но главное — в обществе меняется идеология. Люди понимают, что они делают хорошо для себя.