О чём мечтают дальнобойщики
Автоперевозчики просят установить транзитный коридор на время весенних ограничений
Рынок грузоперевозок вроде бы растет, и в то же время его участники видят немало проблем, мешающих его нормальному развитию. Это высокие цены на ГСМ, обилие нелегалов, весенние ограничения движения большегрузов и многое другое. Все эти вопросы обсудили участники конференции «Состояние рынка автомобильных перевозок Сибири», которая прошла в Новосибирске.
В ежегодной конференции, организатором которой выступила Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков, помимо компаний, специализирующихся на автомобильных грузоперевозках, приняли участие представители исполнительной и законодательной власти региона, ГИБДД, а также эксперты. Такая заинтересованность властей в прямом взаимодействии с автоперевозчиками вполне понятна: многотонные фуры ездят по дорогам, которые потом приходится ремонтировать за счет бюджета. Для Новосибирской области, с учетом ее географического положения, это особенно актуально.
Миллиард штрафов
— Мы второй год участвуем в проекте «Безопасные и качественные дороги» (БКД), и достаточно успешно, но определенные проблемы есть, — констатирует министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. — Взять хотя бы кадровый вопрос. В районах области мало высококвалифицированных специалистов, поэтому качество ремонтных работ в дорожной отрасли оставляет желать лучшего. А ведь сегодня перед нами стоит масштабная задача до 2024 года довести 85 процентов дорог Новосибирской агломерации, а это 1 059 километров, до нормативного состояния.
При этом, как отмечает Анатолий Костылевский, при производстве работ на первом месте именно безопасность, поэтому в рамках реализации проекта БКД одновременно с ремонтом дорожного полотна устраивают пешеходные переходы, устанавливают ограждения, монтируют освещение, наносят разметку. Это позволяет существенно снизить количество ДТП. Перед регионом стоит задача уменьшить смертность на дорогах, и в этом очень помогает фото- и видеофиксация нарушений. По словам министра транспорта, в минувшем году удалось собрать 1 миллиард 147 миллионов рублей штрафов. Все эти деньги направили в дорожный фонд. Область заинтересована в том, чтобы стать крупнейшим транспортно-логистическим узлом за Уралом, поэтому развитие транспортно-дорожной отрасли в целом и рынка автоперевозок в частности находится под пристальным вниманием региональных властей.
Вопросы «Платона»
— Сегодня мы переживаем сложнейший период, — говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. — Рост вроде бы и есть, грузооборот по стране по сравнению с прошлым годом увеличился на 2,7 процента, но при этом постоянно снижается рентабельность перевозок. Тем не менее компании, по крайней мере крупные, пытаются развиваться и вкладывают средства в обновление автопарка. Но делать это все сложнее и сложнее по целому ряду причин.
Как рассказал Вячеслав Трунаев, головная боль автотранспортных компаний — это высокие цены на ГСМ, которые за последний год выросли на 30 процентов. Увеличивается и налоговая нагрузка: с будущего года НДС вырастет с 18 до 20 процентов. Есть замечания к работе системы «Платон» — в частности, к автоматической системе весогабаритного контроля (АСВГК). Проезжая через нее, водитель даже не знает, что у него перегруз, его никто об этом не оповещает. Так и едет через всю страну. Конечно, потом ему придется платить штраф, и большой, но смысл-то в том, чтобы из-за перегруза не разбивались дороги, а не в том, чтобы больше денег собрать. По-хорошему рядом с АСВГК надо установить информационное табло. Тогда водитель сразу сможет увидеть, что у него перегруз, и устранить его. В итоге дороги будут целее, а компаниям придется платить меньше штрафов. По словам Вячеслава Трунаева, у перевозчиков вообще масса претензий к работе «Платона». Но, пожалуй, главная из них заключается в том, что крупные компании платят, а остальные — нет.
Фуре хорошо, дороге — смерть
Также автоперевозчиков очень волнуют весенние ограничения. Как известно, каждую весну, во время таяния снега, большегрузы могут проезжать по региональным дорогам с большими ограничениями, чтобы не разбивать их. Двигаться можно только по федеральным трассам. Это все понятно и обоснованно, но проблема в том, что не все города имеют объездные дороги. В Кемерове, например, вообще нет объезда и весь транзитный транспорт идет прямиком через город. В Новосибирске есть Северный объезд, который частично спасает ситуацию, но лишь для тех, кто движется с запада на восток и обратно. Но как быть тем транзитникам, которым надо на юг? Они бы рады обойти сибирский мегаполис, но дороги просто нет, Восточный обход пока не построили. По мнению Вячеслава Трунаева, проблему можно было бы решить выделением специального транзитного коридора на время весенних ограничений движения. Также перевозчики хотели бы, чтобы им разрешили свободно двигаться по региональным дорогам в это время.
— Мы совместно с перевозчиками и представителями мэрии Новосибирска уже встречались и общались по поводу весенних ограничений, но тогда не довели это дело до конца. Это важная проблема, и ее надо решать. У нас будет рабочее совещание, на котором мы будем обсуждать этот вопрос. Нужно будет выстроить конкретный маршрут, по которому будет двигаться транзитный транспорт. Возможно, придется ввести определенные временные рамки, — говорит Анатолий Костылевский. — По поводу региональных трасс. С них мы ограничения снимать не будем, это однозначно. Состояние региональных дорог оставляет желать лучшего, тем более что межремонтные сроки были увеличены. Нужны колоссальные деньги, чтобы привести их в порядок. А весна нынешнего года показала, что движение большегрузного транспорта наносит региональным дорогам значительный ущерб.
КОММЕНТАРИИ
Сергей ТИТКОВ, заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области:
— Все мы помним, что Новосибирск сегодня является крупнейшим транспортно-логистическим хабом за Уралом и для его дальнейшего развития необходима транспортная стратегия. Сейчас она находится в процессе разработки, поступает много предложений. Будем надеяться, этот программный документ, который определит транспортное развитие региона на период до 2030 года, примут в ближайшее время. Если же говорить о финансировании, то сразу хочу отметить, что транспортный налог в финансировании дорожного хозяйства составлял 10–15 процентов, не более. Мы не сможем вытащить дорожную отрасль одним налогом. Зато благодаря фото- и видеофиксации различных нарушений за год удалось собрать более миллиарда штрафов, и, что особенно важно, все эти деньги напрямую поступают в дорожный фонд и идут на ремонт дорог.
Алексей ЛЯДУСОВ, председатель правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков:
— Хочу напомнить, что проект федерального закона «О транспорте», внесенный на рассмотрение в Государственную думу, предполагает создание реестра грузоперевозчиков. Суть этого предложения состоит в том, что после принятия закона коммерческими автомобильными грузоперевозками смогут заниматься исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в этот реестр. В создании государственного реестра определенно есть здравый смысл — он позволит отсеять нелегальных перевозчиков, которые никому ничего не платят и которых сегодня на рынке около 50 процентов. Но у нас есть ряд замечаний. Во-первых, нужно, чтобы нахождение в реестре было бесплатным, сейчас предполагается, что перевозчики будут за это платить. Во-вторых, необходимо четко определить количество административных правонарушений на одно транспортное средство, после которых перевозчик будет исключен из реестра. И наконец, нужно будет ужесточить требования к хранению транспортных средств, чтобы фуры и грузовики не бросали на обочинах и во дворах, как мы часто это можем видеть.
Ольга ФЕДОТКИНА, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики:
— Автоматические системы весогабаритного контроля (АСВГК), которые сегодня работают на наших дорогах, должны нести не карательную, а предупреждающую функцию. Поэтому мы разработали ряд предложений, которые помогли бы усовершенствовать эту систему. Например, определить срок тестирования каждой АСВГК в три месяца, чтобы за это время все отладить и в дальнейшем избегать ошибок. Кроме того, мы предлагаем, чтобы оператор вел статистику всех возникающих разногласий между ним и перевозчиками, чтобы в дальнейшем разбирать их. Думаю, было бы очень полезно иметь при АСВГК коммерческие весы, чтобы водитель за плату мог проверить вес авто, если нужно, устранить перегруз и тем самым избежать штрафа. Нужно будет также привлекать к ответственности иностранных перевозчиков, которые зачастую с перегрузом ездят по нашим дорогам, что приводит к их порче, но ничего при этом не платят. И наконец, дата ввода в эксплуатацию каждой АСВГК должна публиковаться на специальном сайте в открытом доступе.