USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Деньги потратили не зря

Анжелина ДЕРЯБИНА

Все 35 государственных программ Новосибирской области признали эффективными

Комитету Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Новосибирской области впервые представили всеобъемлющую оценку эффективности всех государственных программ региона. Одним подход к оценке показался чересчур «технократическим» и запутанным, другим — проработанным и серьезным. Самое главное, что все программы признаны эффективными.

Доклад об эффективности госпрограмм на территории Новосибирской области за 2017 год представил замминистра экономического развития региона Виталий Шовтак. По его словам, эффективность госпрограмм оценивается с 2011 года. В прошлом году расходы областного бюджета на 96 процентов состояли из финансирования государственных программ. Из почти 140 миллиардов рублей, направленных на реализацию целевых программ, более 105 миллиардов — это средства областного бюджета, около 11 миллиардов — федерального, 22 миллиарда — внебюджетных источников, около 1,5 миллиарда — местных бюджетов.

— Все 35 программ признаны эффективными, — сообщил Виталий Шовтак и напомнил, что в 2016 году две госпрограммы были признаны недостаточно эффективными, а в 2015 году — одна.

Наибольший объем средств федерального бюджета привлекался на программы социальной поддержки населения, и в частности семей с детьми; на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; на развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения; на развитие здравоохранения и образования. Наибольшую поддержку из внебюджетных источников получили программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017–2022 годы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на 2015–2020 годы».

По словам Виталия Шовтака, результативность и эффективность госпрограмм оценивались на основе интегральных показателей. Были рассчитаны 748 целевых индикаторов, и сделан вывод: 88 процентов из них выполнены более чем на 80 процентов. Если индекс интегральной оценки программы составляет более 0,8, то она признается эффективной.

— Более двух третей госпрограмм имеют результативность более 90 процентов, — уточнил замминистра. — Только три программы — в сфере региональной политики, госфинансов и охраны окружающей среды — финансировались на уровне менее 90 процентов.

Изобилие цифр, схем и графиков понравилось не всем парламентариям. Председатель комитета Александр Морозов назвал доклад «технократическим». По его мнению, необходимо сделать его «более понятным и обсуждаемым». Тем не менее депутаты остались довольны проделанной работой и подходом.

— Комитет очень доволен, — отметил зампредседателя комитета Валентин Сичкарев. — Сегодня появился документ, который обобщает итоги исполнения всех 35 государственных программ Новосибирской области. До сегодняшнего дня отчеты об исполнении госпрограмм поступали в Законодательное собрание по каждой в отдельности и рассматривались профильными комитетами. Но вот такой совокупной оценки результативности дано не было.

МНЕНИЕ
Валентин СИЧКАРЕВ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области:
— Надеюсь, что областной бюджет и госпрограммы будут подстраиваться под главную задачу — увеличение расходов, которые непосредственно идут на территорию и наказы избирателей, даже если для этого придется минимизировать «жировые прослойки» бюджета. Рассматривая эффективность госпрограмм, мы одновременно, по сути, рассматриваем эффективность трат всех государственных денег. Говоря простым языком, это программы, которые депутатам дают люди. Костяк всех наказов избирателей — это то, чем люди пользуются каждый день. Это дороги, вода, водопроводы, ФАПы, которых нам надо построить 250 штук, проблемы с ЖКХ. Именно туда мы предлагаем направить основные деньги бюджета, которые можно высвободить от других, неэффективных трат.