USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Ожидает ли РАТЭК банкротство?

Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

Предстоящий крах РАТЭК можно смело предположить и, похоже, он может стать резонансным как в силу масштаба компании, так и по количеству обиженных клиентов и сотрудников. А обнародованные финансовые махинации перевозчика станут назиданием для тех, кто останется в рынке.

На слуху в первую очередь – скандалы с невыплатой зарплат тысячам сотрудников. Так, 3 сентября в ходе совещания при полпреде Президента в Сибирском федеральном округе Сергее Меняйло были озвучены данные по крупнейшим неплательщикам и в списке «лидеров» региона РАТЭК находится в ТОПе с цифрами невыплат более 40 млн рублей 1,5 тысячам своих сотрудников. (https://ria.ru/economy/20180903/1527712333.html). По факту задолженность еще больше – весомую часть заработка составляли премии, в то время как оклады были небольшими.

Как рассказал бывший менеджер компании из Новосибирска ряду СМИ, проблемы с зарплатами есть не только у рядовых сотрудников, но даже у начальников. Многих просто не пускают в офис, а охранникам дают указание «этих людей не пускать на порог». https://finance.rambler.ru/other/40842520-nas-ne-puskayut-na-porog-sotni-novosibirtsev-ne-mogut-vybit-svoi-zarplaty/?updated

Эти данные подтверждаются и сюжетом на РЕН-ТВ 18 сентября (http://www.rentv-kirov.ru/news/my-posylaem-nas-posylayut-klienty-transportnoy-kompanii-ratek-popali-v-bezvykhodnoe-polozhenie/). Юрий Нотэнко, бывший руководитель Кировского филиала РАТЭК, закрытого за долги по арендной плате, также говорит о том, что топ-менеджмент, половины которого уже нет, испытывает трудности и с выплатой зарплаты и арендной платы.  

Из-за невыплаты аренды как правило происходит и закрытие складов, и  блокировка грузов на складах. По словам клиента компании Евгения Алексеева его груз, переданный к отправке еще 1 сентября, даже не покинул исходный склад. Причем получить груз клиент теперь не может: помещения закрыты, телефоны не отвечают. Контракты, завязанные на доставку, были расторгнуты, и предприниматель понес убытки http://www.rentv-kirov.ru/news/my-posylaem-nas-posylayut-klienty-transportnoy-kompanii-ratek-popali-v-bezvykhodnoe-polozhenie/.  

Официальный сайт компании почти подтверждает возможное банкротство http://www.rateksib.ru/novosti

Так, с 1 по 20 сентября на официальном сайте РАТЭК размещено 34 новости о закрытии отделений в разных городах (при этом в одной новости через запятую перечисляются разные города), 7 новостей об отсутствии электричества на терминалах (возможно за неуплату коммунальных платежей), 5 новостей об остановке приема и/или выдачи грузов.

Кроме того, компания уведомляет, что единый номер 8-800-555-55-15 больше не работает – неудивительно, что клиенты не могут дозвониться. 17 сентября размещена новость о прекращении авиаперевозок при доставке грузов.

Проблемы сотрудников и клиентов всегда находятся на поверхности в силу социальной составляющей. А проблемы государства – например, в части собираемости налогов – обычно менее волнуют рядового читателя. Тем не менее цифры официальной отчетности компании, размещенной в системе СПАРК, однозначно заслуживают внимания.

Так, по данным СПАРК, компания РАТЭК, по всем параметрам относящаяся к крупному бизнесу, показывает итоговый финансовый результат на уровне неудачливого индивидуального предпринимателя. По результатам 2017 года компания показала чистую прибыль в 385 тысяч рублей (при выручке в 3,3 млрд рублей), а в 2016 году – чистый убыток 11,8 млн рублей (при выручке в 3,4 млрд рублей). При этом себестоимость оказания услуги составляет 99,4% выручки.
Вероятно, собственники любого бизнеса  понимают, что за налоговые манипуляции принято отвечать по статье 199 УК РФ. Кроме того, невыплаты зарплаты в скором будущем могут также обернуться уголовным преследованием для собственников. Так, Сергей Меняйло предложил внести в законодательство уголовную ответственность за невыплату зарплаты для собственников предприятия, а не только для их руководителей. (http://gazeta19.ru/index.php/v-khakasii/item/15825-sergej-menyajlo-provel-v-khakasii-selektor-po-zarplatnym-dolgam).

И если сейчас можно констатировать, что пострадали сотрудники, клиенты и контрагенты, то скоро в категорию тех, у кого большие проблемы, войдут и собственники РАТЭК.

Все, кто имеет отношение к ведению бизнеса понимают, что означает информация на сайте компании сообщение о заключении агентского договора с ООО «Камино» и об оплате счетов по реквизитам этого ООО.  Поэтому не исключено бегство из страны собственников РАТЭК по примеру Михаила Устюжанина, владельца «ЛидерТранс».

Отметим, что с осени текущего года начинается обмен налоговой и финансовой информацией России примерно со 100 юрисдикциями мира, в том числе оффшорными. Как заявлял Михаил Мишустин, глава ФНС России, "Информация, которая получена нами по CTS, позволит нам не только выявлять наличие незадекларированных зарубежных финансовых счетов и активов, но и сопоставлять с тем, как нам представляли информацию россияне по контролируемым иностранным компаниям (КИК). Возможность проследить реальные схемы финансовых потоков и владения активами абсолютно реальна", — заявил он.
https://ria.ru/economy/20180627/1523459321.html

А это, в свою очередь, дает некоторую надежду кредиторам РАТЭК на получение своих денег. Кстати, с января по август 2018 года зарегистрировано 90 исков к РАТЭК на сумму 89 млн рублей. Кредиторская задолженность компании по балансу по итогам 2017 года превышает 450 млн рублей.