USD 102.5761 EUR 107.4252
 

По древнему сибирскому пути

Юрий БЕЛОУСОВ
Фото предоставлены ФБУ «Администрация Обского БВП»
Фото предоставлены ФБУ «Администрация Обского БВП»

В эти дни коллектив федерального бюджетного учреждения «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» отмечает свое 80-летие

На самом деле история главного речного учреждения региона выходит за рамки юбилея. Ведь Обь — это древний сибирский путь, который использовался людьми задолго до появления сухопутных дорог. И профессия речника в наших краях появилась очень давно.

Важнейшая миссия
Но вот непосредственно как учреждение Администрация Обского БВП появилась именно в 1938 году. 80 лет назад Совет народных комиссаров СССР принял решение о бассейновом принципе управления водными путями и о создании бассейновых управлений пути. А 27 марта 1938 года Наркомводом был подписан приказ об образовании Обского бассейнового управления пути.

На протяжении всех 80 лет ФБУ «Администрация Обского БВП» осуществляет важнейшую миссию по развитию судоходства в Западной Сибири. Предприятие выполняет государственные работы и оказывает государственные услуги в сфере внутреннего водного транспорта. Основные виды деятельности связаны с эксплуатацией и развитием внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, обеспечением судоходства на внутренних водных путях и безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Объем работ немалый, если учитывать территорию, которую обслуживает учреждение.

Бассейн реки Оби в границах ответственности ФБУ «Администрация Обского БВП» расположен на территории Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Красноярского края.

Сергей ПАВЛУШКИН, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП». Фото предоставлены ФБУ «Администрация Обского БВП»

Сергей ПАВЛУШКИН, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП». Фото предоставлены ФБУ «Администрация Обского БВП»

На Оби находится Новосибирский гидроузел с водохранилищем. В комплекс его сооружений входит единственный за Уралом судоходный шлюз с подходными каналами. В 2017 году новосибирский судоходный шлюз отметил 60-летие. В 2015–2016 годах были проведены работы в рамках второго этапа реконструкции. Сегодня управление шлюзом осуществляется в цифровом формате. Благодаря видеонаблюдению оператор имеет полный обзор заходящих и выходящих судов. Частотные преобразователи, установленные в системе управления, обеспечивают плавную работу всех механизмов, что значительно снижает износ деталей и отдельных конструкций шлюза. В 2018–2020 годах предстоят работы на нижнем подходном канале. Уникальные работы с использованием передовых технологий запланированы на межнавигационный период.

Это только один пример, показывающий, что коллектив ФБУ внедряет достижения науки в производство.

По реке выгоднее!
С 2015 года действует Соглашение о сотрудничестве по развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края. Этим документом предусматривается переориентация с автомобильного на внутренний водный транспорт перевозок продукции Бийского гравийно-песчаного карьера. Сотрудничество государства и предпринимателей позволило увеличить объемы грузоперевозок в Алтайском крае в целом, что благоприятно отразилось на занятости граждан в сфере доставки грузов водным транспортом.

Существует инвестиционный проект «Организация заготовки и глубокой переработки древесины на базе современного комплекса лесопромышленных производств в Томской области». С развитием лесоперерабатывающей отрасли на территории данного региона возникла острая проблема транспортировки леса и лесной продукции. В настоящее время проводятся мероприятия по подготовке проекта развития транспортной инфраструктуры и судовых ходов на внутренних водных путях Обского бассейна в границах Томской области до 2020 года с участием Росморречфлота, администрации Томской области и лесоперерабатывающего предприятия ООО «Хенда-Сибирь».

Перспективы, традиции
В последние годы значение внутреннего водного транспорта возрастает. Это демонстрирует и международный форум «Транспорт Сибири», организаторами которого являются Министерство транспорта Российской Федерации, правительство Новосибирской области и мэрия города Новосибирска. Ценность форума заключается в открытом обсуждении актуальных вопросов транспортного, дорожного и логистического комплексов, а также в укреплении взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества. Это необходимые условия для развития отрасли, являющейся одной из ключевых в экономике страны.

Речники на международном форуме «Транспорт Сибири». Фото предоставлены ФБУ «Администрация Обского БВП»

Речники на международном форуме «Транспорт Сибири». Фото предоставлены ФБУ «Администрация Обского БВП»

Ежегодно, и это уже стало традицией, на Михайловской набережной проводится торжественное открытие навигации на реке Оби. С 2016 года мероприятие приобрело статус общегородского праздника при поддержке мэрии города Новосибирска.

ДОСЛОВНО
Сергей ПАВЛУШКИН, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП»:
— За годы работы у нас сложился коллектив высококлассных специалистов. И не просто мастеров своего дела, а людей, всей душой болеющих за общий результат. И неслучайно у нас так много трудовых династий — любовь к реке, к профессии передается из поколения в поколение.
Уважаемые коллеги, ветераны! Поздравляю вас с 80-летием нашего учреждения. Новых вам трудовых успехов на благо страны! Здоровья и счастья вам и вашим близким!

Из истории создания
28 февраля 1798 года императором Павлом I был подписан указ о создании департамента «для произведения правления всех дел по водяным коммуникациям» — первого государственного органа, ведавшего водными путями. И при нем была учреждена экспедиция устроения дорог.
Совет народных комиссаров СССР принял решение о бассейновом принципе управления водными путями и о создании бассейновых управлений пути. 27 марта 1938 года Наркомводом был подписан приказ об образовании Обского бассейнового управления пути. Западно-Сибирское пароходство передало ему технический флот, гидротехнические сооружения, кадры. И с 1 июня 1938 года Обское бассейновое управление пути начало функционировать как самостоятельное государственное предприятие.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Общая протяженность внутренних водных путей, обслуживаемых ФБУ «Администрация Обского БВП», составляет 7 245 км.
Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна с гарантированными габаритами судовых ходов составляет 3 284 км, в том числе с освещаемой обстановкой — 2 036 км; с гарантированными габаритами судовых ходов и светоотражающей обстановкой — 1 248 км; без навигационного ограждения и гарантированных габаритов — 3 961 км.
На балансе администрации числится 185 единиц флота. В том числе 10 ед. землесосов и черпаковых земснарядов технической производительностью от 110 до 2 500 кубических метров в час, 22 ед. буксирного флота, 55 ед. обстановочного флота, 39 ед. несамоходного флота.