По древнему сибирскому пути
В эти дни коллектив федерального бюджетного учреждения «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» отмечает свое 80-летие
На самом деле история главного речного учреждения региона выходит за рамки юбилея. Ведь Обь — это древний сибирский путь, который использовался людьми задолго до появления сухопутных дорог. И профессия речника в наших краях появилась очень давно.
Важнейшая миссия
Но вот непосредственно как учреждение Администрация Обского БВП появилась именно в 1938 году. 80 лет назад Совет народных комиссаров СССР принял решение о бассейновом принципе управления водными путями и о создании бассейновых управлений пути. А 27 марта 1938 года Наркомводом был подписан приказ об образовании Обского бассейнового управления пути.
На протяжении всех 80 лет ФБУ «Администрация Обского БВП» осуществляет важнейшую миссию по развитию судоходства в Западной Сибири. Предприятие выполняет государственные работы и оказывает государственные услуги в сфере внутреннего водного транспорта. Основные виды деятельности связаны с эксплуатацией и развитием внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, обеспечением судоходства на внутренних водных путях и безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Объем работ немалый, если учитывать территорию, которую обслуживает учреждение.
Бассейн реки Оби в границах ответственности ФБУ «Администрация Обского БВП» расположен на территории Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Красноярского края.
Сергей ПАВЛУШКИН, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП». Фото предоставлены ФБУ «Администрация Обского БВП»
На Оби находится Новосибирский гидроузел с водохранилищем. В комплекс его сооружений входит единственный за Уралом судоходный шлюз с подходными каналами. В 2017 году новосибирский судоходный шлюз отметил 60-летие. В 2015–2016 годах были проведены работы в рамках второго этапа реконструкции. Сегодня управление шлюзом осуществляется в цифровом формате. Благодаря видеонаблюдению оператор имеет полный обзор заходящих и выходящих судов. Частотные преобразователи, установленные в системе управления, обеспечивают плавную работу всех механизмов, что значительно снижает износ деталей и отдельных конструкций шлюза. В 2018–2020 годах предстоят работы на нижнем подходном канале. Уникальные работы с использованием передовых технологий запланированы на межнавигационный период.
Это только один пример, показывающий, что коллектив ФБУ внедряет достижения науки в производство.
По реке выгоднее!
С 2015 года действует Соглашение о сотрудничестве по развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края. Этим документом предусматривается переориентация с автомобильного на внутренний водный транспорт перевозок продукции Бийского гравийно-песчаного карьера. Сотрудничество государства и предпринимателей позволило увеличить объемы грузоперевозок в Алтайском крае в целом, что благоприятно отразилось на занятости граждан в сфере доставки грузов водным транспортом.
Существует инвестиционный проект «Организация заготовки и глубокой переработки древесины на базе современного комплекса лесопромышленных производств в Томской области». С развитием лесоперерабатывающей отрасли на территории данного региона возникла острая проблема транспортировки леса и лесной продукции. В настоящее время проводятся мероприятия по подготовке проекта развития транспортной инфраструктуры и судовых ходов на внутренних водных путях Обского бассейна в границах Томской области до 2020 года с участием Росморречфлота, администрации Томской области и лесоперерабатывающего предприятия ООО «Хенда-Сибирь».
Перспективы, традиции
В последние годы значение внутреннего водного транспорта возрастает. Это демонстрирует и международный форум «Транспорт Сибири», организаторами которого являются Министерство транспорта Российской Федерации, правительство Новосибирской области и мэрия города Новосибирска. Ценность форума заключается в открытом обсуждении актуальных вопросов транспортного, дорожного и логистического комплексов, а также в укреплении взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества. Это необходимые условия для развития отрасли, являющейся одной из ключевых в экономике страны.
Речники на международном форуме «Транспорт Сибири». Фото предоставлены ФБУ «Администрация Обского БВП»
Ежегодно, и это уже стало традицией, на Михайловской набережной проводится торжественное открытие навигации на реке Оби. С 2016 года мероприятие приобрело статус общегородского праздника при поддержке мэрии города Новосибирска.
ДОСЛОВНО
Сергей ПАВЛУШКИН, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП»:
— За годы работы у нас сложился коллектив высококлассных специалистов. И не просто мастеров своего дела, а людей, всей душой болеющих за общий результат. И неслучайно у нас так много трудовых династий — любовь к реке, к профессии передается из поколения в поколение.
Уважаемые коллеги, ветераны! Поздравляю вас с 80-летием нашего учреждения. Новых вам трудовых успехов на благо страны! Здоровья и счастья вам и вашим близким!
Из истории создания
28 февраля 1798 года императором Павлом I был подписан указ о создании департамента «для произведения правления всех дел по водяным коммуникациям» — первого государственного органа, ведавшего водными путями. И при нем была учреждена экспедиция устроения дорог.
Совет народных комиссаров СССР принял решение о бассейновом принципе управления водными путями и о создании бассейновых управлений пути. 27 марта 1938 года Наркомводом был подписан приказ об образовании Обского бассейнового управления пути. Западно-Сибирское пароходство передало ему технический флот, гидротехнические сооружения, кадры. И с 1 июня 1938 года Обское бассейновое управление пути начало функционировать как самостоятельное государственное предприятие.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Общая протяженность внутренних водных путей, обслуживаемых ФБУ «Администрация Обского БВП», составляет 7 245 км.
Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна с гарантированными габаритами судовых ходов составляет 3 284 км, в том числе с освещаемой обстановкой — 2 036 км; с гарантированными габаритами судовых ходов и светоотражающей обстановкой — 1 248 км; без навигационного ограждения и гарантированных габаритов — 3 961 км.
На балансе администрации числится 185 единиц флота. В том числе 10 ед. землесосов и черпаковых земснарядов технической производительностью от 110 до 2 500 кубических метров в час, 22 ед. буксирного флота, 55 ед. обстановочного флота, 39 ед. несамоходного флота.