USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Капремонт: успеем к зиме?

Татьяна РЕШКЕ
Фото из архива ИД "Советская Сибирь"
Фото из архива ИД "Советская Сибирь"

Жители Новосибир­ской области стали реже жаловаться на качество работ по капитальному ремонту

В 2018 году количество обращений, поступивших от граждан в адрес регионального оператора капремонта, снизилось. Гарантийные случаи, когда подрядчиков заставляют устранять недоделки за свой счет, есть. На почве капремонта вспыхивают конфликты между жильцами многоквартирников, и это мешает процессу. Еще один фактор торможения — погода. Минувшее лето изобиловало дождями.

На что жалуются?

Напомним, в начале минувшего лета подрядные организации приступили к ремонту «старой застройки» — домов, которые украшают городские улицы и к которым нужен индивидуальный подход. «Советская Сибирь» в выпуске от 11 июля рассказала о том, как идет ремонт «сталинки» 1930 года постройки. Этот дом-долгожитель стоит в областном центре, его адрес — улица Ленина, 17. Отремонтированы крыша многоэтажки, внутридомовые инженерные системы, подвал и фасад. Причем вопрос о том, какого цвета быть фасаду, решали сами собственники. Подрядчик пошел жильцам навстречу, учел их пожелания, и это один из положительных примеров сотрудничества.

Недоделанную крышу или фасад, облупившийся раньше времени, подрядные организации исправляют согласно договорным обязательствам. Гарантийный срок на все виды работ — пять лет. Как пояснил первый заместитель исполнительного директора Фонда капитального ремонта Новосибирской области Дмитрий Кулешов, собственники адресуют претензии либо непосредственно фонду, либо управляющей компании. Региональный оператор капремонта обычно перенаправляет жалобу подрядной организации, эксперты фонда встречаются с подрядчиками на объекте, назначают сроки исправления недочета. 

Так, гарантийный случай возник в городе Карасуке. Во время осмотра кровли дома, который был отремонтирован в 2017 году, представители управляющей компании обнаружили, что в месте примыкания слухового окна к ходовому трапу возникла протечка. Вода постоянно капала, и образовалась довольно большая лужа. Дефект устранили вовремя, и ущерба собственники не понесли. 

Часто проблемы случаются из-за того, что подрядчики не находят общего языка с местными жителями, не могут организовать работы как следует. Плохая погода тоже создает трудности. Бывает, что во время ремонта кровля начинает протекать. Фонд рекомендует подрядчикам применять такие технологии, которые позволяют максимально сохранять целостность крыши даже в процессе работ. 

Возникают проблемы и с хозяевами квартир, которые не допускают рабочих ремонтировать стояки горячей и холодной воды. 

— Все собственники знают о том, что к общему имуществу подход должен быть свободным, — говорит Дмитрий Кулешов. — Однако зачастую во время ремонта приходится открывать стояки, которые уже упрятаны под гипсокартон или плитку. Эту часть собственники восстанавливают, конечно, за свой счет. Есть примеры, когда одни жильцы жалуются на других, не пускающих в свою квартиру представителей подрядной организации для ремонта системы водоснабжения. Так, в Кудряшах собственник заявил о недопуске — забеспокоился, что в будущем может произойти авария и его затопит. В этом году таких жалоб стало больше. В целом претензий к качеству капремонта в этом году меньше, чем в прошлом, примерно процентов на двадцать. Зимой мы проводили работу с подрядными организациями в плане того, как надо работать, чтобы избежать потопов и других проблем. Подрядчики стали грамотнее, теперь они стараются выполнять работу качественно, чтобы не пришлось потом возмещать собственникам убытки.

Темпы все-таки выше 

По данным статистики, темпы капремонта жилья в текущем году выше, чем в предыдущем. 

— К началу сентября отремонтировано 420 многоквартирных домов, что составляет 55 процентов от плана на 2018 год, — сообщила Елена Макавчик, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области. — В том числе на территории муниципальных районов области уже выполнены все ремонтные работы на 160 многоквартирных домах. Мы планируем до 1 декабря 2018 года завершить все работы, с подписанием документов и приемкой уполномоченными лицами. Все будет выполнено качественно и в срок.

Есть ремонтные работы, которые позволяют выполнять технологический цикл в зимний период. Они будут идти и после наступления холодов, пояснила Елена Макавчик. В основном все акты приемки подписываются в конце года, напомнил руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков. 

Если есть какие-то проблемные вопросы, специалисты министерства готовы оперативно подключиться, чтобы их решить. Всего в 2018 году в Новосибирской области планируется провести капремонт общего имущества в 760 многоквартирных домах, что на 13 процентов больше, чем в 2017 году, в том числе в районах области в текущем году запланировано отремонтировать 210 МКД. 

— Подход к формированию программы капремонта такой, что каждый год прибавляем к количеству домов 5–10 процентов, — отмечает Сергей Хохлов, руководитель сектора отдела организации капитального ремонта Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области. — Подрядные организации набираются опыта, они способны справляться с большими объемами, плюс к тому мы организационно выходим на определенный пик — смогли освоить программу предыдущих лет.

По данным министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, динамика поступления взносов от собственников положительная. За истекшие восемь месяцев на оплату ремонтных работ израсходовано 185 миллионов рублей, а за аналогичный период 2016 и 2017 годов было освоено 53 миллиона и 127 миллионов рублей соответственно. 

На 13 августа общая сумма сборов на капитальный ремонт с начала региональной программы составила 7 миллиардов 676 тысяч рублей. Сегодня неплательщиков в регионе менее 17 процентов от общего числа собственников, в 2017 году их было 20 процентов, в 2016-м — 22.

Комментарий

Виктор Рожков, руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза»: 

— Составляя рейтинг регионов на основе официальных данных об исполнении региональных программ, мы обращали внимание на качество организации региональных систем капитального ремонта, на то, как используются средства, которые граждане платят за капитальный ремонт, на общий уровень исполнения программ. Если говорить про Новосибирскую область, получается, что она занимает седьмое строчку из 85 регионов страны — это достаточно серьезное место. За полгода региональным оператором было собрано 897 миллионов рублей, при этом использовано 740. На фоне других регионов это выглядит неплохо, причем надо помнить, что в основном все акты приемки работ подписываются в конце года. По уровню собираемости взносов Новосибирская область находится примерно на среднем уровне по России. 

На мой взгляд, доверие со стороны граждан к системе капремонта повысилось. Люди перестали относиться к капремонту как к чему-то непонятному для них, стали понимать, что это не просто побор, а платеж, направленный на сохранение и восстановление их жилья. Что же касается выполнения тридцатилетних планов, получается, за четыре года Новосибирская область выполнила пять процентов от всего того объема работ по капремонту, который запланирован на 30 лет. 

В настоящий момент в системе капитального ремонта многие проблемы с точки зрения законодательства решены. Если раньше практически у всех регионов были какие-то астрономические хвосты в виде неиспользованных денег, собранных на капремонт, то сейчас в основной массе эта проблема стоит не столь остро. Мы видим по всем регионам, что темпы проведения капитального ремонта начинают расти, и Новосибирская область в этом плане не исключение.