«Титаник» РАТЭК столкнулся с айсбергом невыплат
Кредиторская задолженность, судебные иски от контрагентов и сотрудников, потенциальные налоговые претензии не оставляют шансов логистическому оператору
Собственники РАТЭК активно ходят по банкам, сообщают источники в околобанковских кругах. А также спешно переводят выручку на новые юрлица. Постоянные перебои в работе филиалов, невыплаты зарплат, бегство клиентов к конкурентам и лавинообразно растущие иски в судах не предвещают ничего хорошего любой компании. РАТЭК может в ближайшем времени повторить судьбу «Автотрейдинга», громко хлопнувшего дверью в 2015-м году.
Перевозчик РАТЭК, основанный в 1998 году и имеющий 120 филиалов в России и Казахстане, испытывает проблемы, которые уже невозможно замаскировать. На отчетность предприятия обратили внимание контролирующие органы. Так, согласно официальной отчетности компании, размещенной в базе СПАРК, при выручке в 2016 году в 3,4 млрд рублей чистая прибыль составила всего 385 тысяч (0,01% от выручки), а в 2017 году при выручке 3,3 млрд финансовым результатом и вовсе стал чистый убыток в 11,8 млн рублей. Соответственно, налог на прибыль в 2016 году у компании, относящейся к сфере крупного бизнеса, составил жалкие 77 тысяч рублей, а в 2017-м — ноль. При этом разница между выручкой и себестоимостью услуг в 2016 и 2017 годах составила всего по 20 млн рублей в год. Такое положение дел откровенно удивляет некоторых участников рынка. Налоговики в нынешнее непростое для страны время очень расстраиваются, когда такие результаты показывает крупный бизнес.
На уровне государства идет тренд на обеление отрасли грузоперевозок – по мнению ЦБ и ФНС, одной из наиболее проблемных в стране. Неудивительно, что в последнее время на слуху скандалы с логистическими компаниями — например, помимо РАТЭК, есть большие вопросы к компаниям «ЛидерТранс», «Глобал Логистик Транспорт» и другим.
Во-вторых, клиенты и контрагенты устали верить обещаниям и толпой отправились в суды. Так, если в 2017 году РАТЭК стал ответчиком более чем по 50 искам на сумму свыше 20 млн рублей, то за 8 месяцев 2018 года исков стало уже 90 на общую сумму в 89 млн рублей. Некоторые кредиторы даже стали подавать иски о банкротстве по факту задержек платежей за оказанные услуги (по данным СПАРК, зафиксировано 2 соответствующих иска). Всего в базе Арбитражных судов зафиксировано за все время около 400 дел, где РАТЭК фигурирует в качестве ответчика (из них четверть — за 8 месяцев 2018 года). Кстати, кредиторская задолженность, согласно официальной отчетности компании за 2017 год, приближается к полумиллиарду рублей.
В-третьих, сотрудники массово жалуются в Роструд как на «серые» зарплаты, так и на их невыплаты. В итоге, как пишут СМИ, в 2017-2018 годах в компании проведено 12 внеплановых проверок (например, в Челябинске).
Вероятно, понимая, что ситуация складывается не лучшим образом РАТЭК начал направлять письма контрагентам о переводе платежей на третьих лиц, о чем совершенно открыто сообщает на своем сайте. А именно, цитата: «В связи с заключением агентского договора все счета, выставленные клиентам компанией РАТЭК, по отправкам в/из г. Москва, будут выставляться от компании ООО «Камино». Вроде, все законно, но и одновременно очевидно, что происходит.
Между тем ООО «Камино» имеет в штате всего одного человека — а это наводит на мысль, что компания чисто «техническая». Интересна оценка подобных агентских соглашений сотрудниками фискальных и правоохранительных органов. Можно предположить, что компания испытывает проблемы с выплатой не только зарплат, но и арендной платы. Об этом наводит на мысль раздел «Новости» на официальном сайте РАТЭК: каждый день появляется по несколько сообщений о том, что терминалы в крупных городах закрыты «по техническим причинам».
Получается, что либо собственники готовятся к постепенному сворачиванию бизнеса, либо действительно не имеют денег на поддержание нормальной деятельности. Напомним, официальный владелец ООО «ЛидерТранс» Михаил Устюжанин, логистическая компания которого также показывала странные финансовые результаты, по данным ряда СМИ, уже уехал из страны.
Уход с рынка настолько крупного игрока будет выгоден, в частности, перевозчикам ПЭК, ТК «Энергия», «Деловые линии», КИТ и некоторым другим.
Впрочем, больше всего от данной ситуации пострадают не грузоотправители, а наемные перевозчики, которые оказывали услуги перевозки на субподряде у РАТЭКа. В случае банкротства первыми средства по закону получат налоговые органы и работники, а остальные кредиторы останутся в конце этой «пищевой цепочки».
Напомним, что в 2015-м году громким уходом на рынке перевозок ознаменовалась компания «Автотрейдинг», имеющая более 100 филиалов по всей стране и географию доставки грузов более чем в 3500 населенных пунктов от Калининграда до Владивостока. За несколько месяцев до краха компанию также завалили исками клиенты, так как перевозчик перестал выполнять свои обязательства, и его филиалы в разных городах оказались закрыты. В случае с РАТЭК хочется надеяться, что исход будет иным, несмотря на схожесть ряда признаков.