USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Третий крайний: как «серые» перевозчики подставляют клиентов

Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Клиенты сразу нескольких крупных грузоперевозчиков могут попасть под налоговую проверку. Все дело в уклонении от уплаты налогов транспортными компаниями.

В последнее время российские налоговые органы существенно усовершенствовали и ускорили обработку информации — в том числе чрез интеграцию данных с банками, Росфинмониторингом и другими ведомствами. Особое внимание — подозрительным операциям с использованием «однодневок» или транзитных фирм. А подбор кандидатов на выездную проверку проводит автоматизированная система — программный комплекс «ППА-Отбор». Система анализирует большое количество информации из разных источников и по двенадцати критериям присваивает риск-баллы, чем больше их число, тем больше вероятность попасть на выездную проверку.

В конце июля в ходе выездной проверки ФНС были выявлены фирмы-однодневки, сотрудничающие с федеральным грузоперевозчиком, компанией ООО «Транспортно-экспедиционная компания «ЛидерТранс». Перевозчик около 10 лет на рынке и в его распоряжении более 1000 автопоездов, в том числе 400 рефрижераторов. В числе клиентов — крупные компании, работающие в отраслях розничной торговли и ТНП, машиностроения, металлургии, химической промышленности и нефтегазового сектора. «ЛидерТранс» оказывал клиентам услуги по перевозке полных грузов (FTL).

Как пишет информационное агентство Regnum со ссылкой на следственный комитет (отделение по Набережным Челнам), в конце каждого отчетного периода «ЛидерТранс» заключал договоры на оказание услуг с фирмами-однодневками, которые реальной деятельности не вели, занижая таким образом базу налога на прибыль. Так, по итогам 2016 года, чистая прибыль «ЛидерТранс» составила всего 3,5 млн рублей при общем обороте в 1,4 млрд рублей или 0,25% от оборота. Сумма ущерба государству может составить порядка 1 млрд рублей. 

Ранее проходили сведения и о вопросах контролирующих органов к другим федеральным грузоперевозчикам  — в частности, РАТЭК (на рынке 20 лет). По документам этого перевозчика в 2016 году выручка составила 3,5 миллиарда рублей, но чистую прибыль задекларировали только в 385 тысяч рублей (0,01% от оборота). 

В отношении ООО «Глобал Логистик Транспорт» (порядка 300 большегрузных транспортных средств в собственности) в пять банков направлено решение ФНС №5 по Ставропольскому краю о приостановлении операций по счетам. Другой вопрос, если компания перестанет платить по счетам, которые у нее, судя по всему, скоро заморозят, что делать сотням работников компании? Кстати, в отношении Группы компаний «Горбуновъ» (по некоторым данным, «Глобал Логистик Транспорт» в нее входит), занимающейся перевозками по всей России, на форумах в отзывах бывших сотрудников фигурируют факты выплат серой зарплаты. И это еще один серьезный звонок для налоговиков, которые уже давно научились искать подобного рода информацию на просторах Сети. А еще по некоторым данным, как пишет m.business-gazeta.ru, руководство «ЛидерТранс» сбежало за границу после визита следователей. Отметим, что, возможно, в близкой перспективе лазейка отъезда из страны будет пресечена – по крайней мере, в настоящее время Центральный банк лоббирует запрет выезда за границу топ-менеджерам банков, которые ЦБ заподозрил в фальсификации отчетности. После принятия такого запрета с большой долей вероятности он будет распространен и на другие сферы. А пока запреты еще не ввели, не стоит ли ожидать волны отъезда владельцев нечистых на руку транспортных компаний? А то, судя по всему, скоро почва начнет гореть у них под ногами.

9 июля Наталья Боровлева, начальник отдела планирования выездных налоговых проверок УФНС по Новосибирской области, в интервью Новосибирскому отделению РБК сообщила, что одной из основных рисковых сфер, с точки зрения уклонения от уплаты налогов, являются «услуги грузоперевозок, оказываемые индивидуальными предпринимателями на спецрежимах, оплата услуг которых оформляется транспортными компаниями от имени фирм-однодневок с целью получения незаконных вычетов по НДС. Так что область грузоперевозок, вероятно, ждут масштабные налоговые проверки.  

Так или иначе, возвращаясь к налоговым вопросам, неприятности перевозчиков рикошетом ударят и по их клиентам. При проверке возмещения НДС смотрят на длинную цепочку расчетов контрагентов по каждому звену. 

Впрочем, грузоотправители скоро смогут подстраховаться и самостоятельно проверить контрагента. С 1 октября 2018 года в сервисе «Прозрачный бизнес» от ФНС будут доступны данные о доходах и расходах организаций, суммах уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. А с 1 декабря 2018 года будет показываться информация о налоговых недоимках и задолженности по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях организаций. 

Пока что на сайте налоговой по ссылке (работает в тестовом режиме) можно проверить информацию о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.