Расширяя горизонты
Новая стратегия предполагает кратное увеличение капитализации АО «Завод «Экран»
Генеральный директор акционерного общества (актив РАТМ Холдинга) Андрей ЯКОВЛЕВ рассказал, почему нехватка производственных мощностей свидетельствует о развитии, за счет чего укрупнить долю на рынке, зачем покрывать стекло нанотрубками и какая бутылка может защитить содержимое от подделки.
Сосредоточиться на главном
— Нет показателя, по которому в 2017 году мы сработали хуже, чем до того. ЕBITDA стеклотарного бизнеса — основного для АО «Завод «Экран» (компания управляет стеклотарным предприятием РАТМ Холдинга — ООО «Сибирское стекло», а также индустриальным парком «ЭКРАН» и ЗАО «Экран-Энергия». — Прим. ред.), составила 500 миллионов рублей — плюс 25 процентов по отношению к 2016 году. Динамика превосходит ожидания: на этот уровень мы планировали выйти в двухлетней перспективе. Выручка выросла на 18,9 процента. По-другому сформировали портфель заказов: сосредоточились на более выгодных клиентах, маржинальной продукции. И если в сегменте ликеро-водочных изделий наша доля на начало 2017 года была незначительна — 10 процентов, то к концу достигла 60 процентов, в пивном секторе рост скромнее, но тем не менее он есть — с 28 до 34 процентов.
Фото Никиты ДАВЫДЕНКО
Провести перезагрузку
— Спрос на стеклотару под торговой маркой «Экран» даже в низкий сезон превышает объемы производства на 30 процентов, оборудование загружено полностью. Следуя теории ограничений Голдратта, «расшиваем узкие места»: инвестиции в дооснащение на порядок меньше, чем в строительство новой печи. Нашли эффективные производственно-экономические решения, и в текущем году модернизируем стекловаренную печь № 2, добавив мощности — на 20 тонн стекломассы в сутки. Съем стекла с печи № 5 увеличим на 30 тонн. На четвертой печи — в апреле она встанет на ремонт — смонтируем еще одну линию, суточная производительность поднимется на 45 тонн. Таким образом, рассчитываем, что в 2019 году с конвейеров сойдет 600 миллионов единиц стеклотары против 460 миллионов в 2017-м, что, к слову, больше, чем в 2016-м, на 45 процентов.
Почувствовать уверенность
— Рыночная ситуация складывается в нашу пользу и способствует наращиванию продаж. Емкость целевого рынка — для «Экрана» таковым являются Сибирь и Дальний Восток — 1 миллиард штук стеклоизделий. За Уралом наблюдается дефицит стеклотары — примерно 300–350 миллионов единиц. Пока его закрывают заводы, расположенные в европейской части России. Потребители их продукции потенциально наши: чтобы чувствовать себя уверенно, нужно постоянно модернизировать основные фонды, внедрять современные технологии, обеспечивать сервис и требуемые характеристики тарного стекла. Без этих слагаемых преуспеть невозможно.
Кроме того, согласно стратегии горизонтальной интеграции рассматриваем варианты приобретения проблемных, находящихся в предбанкротном состоянии предприятий либо участия в оперативном управлении.
Снизить вес
— Одна из отраслевых тенденций — максимальное облегчение веса стеклоизделия. Сегодня в стекольных комплексах промпарка «ЭКРАН» на трех линиях выпускают тару по технологии NNPB (Narrow Neck Press and Blow — узкогорлое прессовыдувание. — Прим. ред.), которая уменьшает стандартный вес бутылки с 360 до 285 граммов — на 18 процентов, благодаря чему мы сокращаем выбросы СО2, экономим сырье, а клиенты оптимизируют расходы на транспортировку продукции. Среди них не только пивные компании, но и ликеро-водочные заводы, традиционно разливавшие напитки в «тяжелую» тару. Очевидно, наши производственные возможности не успевают за потребностями рынка. Поэтапно начнем вводить новые линии NNPB — к концу 2018 года их должно быть как минимум пять, в том числе посредством перепрофилирования действующих.
Фото Алексея ЦИЛЕРА
Добавить легкости
— В течение двух — четырех лет предстоит снизить вес 285-граммовой бутылки до 260 граммов, для чего необходимо держать качество и усовершенствовать процесс формования. Также мы начали применять одностенные углеродные нанотрубки, синтезированные компанией OCSiAl из Академгородка, для укрепления и устойчивости к истиранию поверхности облегченного стекла. Содержащий нанотрубки композит — ноу-хау специалистов ООО «УК «Ломоносов Капитал» (актив РАТМ Холдинга. — Прим. ред.). В ходе промышленных экспериментов доказано, что ударная прочность тары с нанопокрытием на 10 процентов выше, чем без него. Оборудование для нанесения модификатора уже установлено на всех линиях NNPB. Стоимость стеклоизделий не изменилась, поскольку данная технологическая жидкость частично замещает дорогостоящий импортный монобутил трихлорид олова при горячем напылении.
Расстаться с зависимостью
— Делаем ставку на инновации и при этом намерены развивать собственную сырьевую базу. Для нас этот «уход вниз» не что иное, как вертикальная интеграция компании. Вообще, все новые проекты «Экрана» так или иначе связаны со стеклом — в процессе деятельности приходится сталкиваться со множеством задач, найденные решения должны трансформироваться в конкурентные преимущества.
В стремлении к независимости от поставщиков-монополистов задумались о разработке озерных месторождений природной соды в Алтайском крае. Чтобы иметь представление, как привести ее в соответствие ГОСТу, заключили договор на НИОКР с одним из томских НИИ. Песок нужной марки к нам привозят из Ульяновска, за тонну платим 1 900 рублей, из них две трети — транспортная составляющая. Изучили свойства всех песчаных смесей Западной Сибири, определились с участком, через год надеемся приступить к эксплуатации и обогащению для использования в стекольной промышленности.
Разгрести завалы
— Одной из самых эффективных ресурсосберегающих технологий является раздельный сбор мусора. Да, долго, сложно, в том числе принимая во внимание отсутствие культуры обращения с ТКО, но дорогу осилит идущий. В стадии обсуждения находится совместный проект, в рамках которого департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области установит во дворах жилых домов контейнеры для сортировки отходов, а «Экран» как единственный промышленный переработчик вторичного стекла в регионе создаст дочернюю компанию-оператора, которая займется транспортировкой и селекцией выброшенной тары. Будем ли вкладывать свои деньги? На текущем этапе мы покупаем 30 тысяч тонн стеклобоя в год. Теоретически можем и больше, но прежде надо изменить технологию, формокомплект и добиться стабильных объемов поступления вторсырья. А пока за 30 тысяч тонн предприятие отдает 135 миллионов рублей. Их мы и направили бы на реализацию раздельной схемы, если поймем, что в результате наверняка получим необходимое количество стеклобоя.
Взять под защиту
— Действующее законодательство запрещает рекламу спиртных напитков. По объему контрафакта этот рынок, пожалуй, на первом месте. Чтобы выделить свою продукцию на полках магазинов и исключить суррогат, производители алкоголя заказывают уникальный дизайн бутылок для каждого бренда. В интересах клиентов введена линия с возможностью окрашивания стеклоизделий. Но мы хотим дать им нечто большее, чем ждут от «Экрана» как от изготовителя стеклянной упаковки. Сейчас работаем над системой, позволяющей защитить содержимое бутылок от подделок путем нанесения квантовых или НФС-меток. Одновременно с их помощью алкогольные компании смогут выстроить взаимоотношения с розничными покупателями, если те, проверяя подлинность товара, зарегистрируются в программе лояльности на специальной интернет-платформе. Проект масштабируемый. По всей вероятности, он станет автономным: с проблемой фальсификации сталкиваются, например, в фармацевтической отрасли. На текущем этапе договорились о его продвижении через ICO с одним из партнеров.