Ямы от дефицита денег и лояльности
Ужесточить контроль за строительством и ремонтом дорог в сельской глубинке предложили парламентарии региона
Контрольно-счетная палата проверила, как потрачены областные деньги, выделенные на дорожно-транспортные нужды за минувшие два года.
Как сообщил аудитор КСП Валерий Алехин, сеть автодорог к началу прошлого года составляла 27,4 тысячи километров — на две тысячи километров больше, чем в 2005 году. Облминтранс проинформировал, что это результат паспортизации дорог, а также включения бесхозяйных объектов в собственность муниципалитетов.
В 2016 году было построено и реконструировано 42,5 километра автодорог, капитально отремонтировано 20 километров дорожного полотна, проведен ремонт на 111 километрах. При этом, как сообщили в Территориальном управлении автодорог (ТУАД), ремонта требуют более 9 тысяч километров. Переход к капремонту и ремонту по установленным финансовым нормативам планируется только в 2031 году.
— Учитывая ежегодное недофинансирование работ по капитальному ремонту и ремонту дорог, ряд показателей госпрограммы не будет выполнен, — сделал вывод аудитор.
Что же касается приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», его реализуют только по муниципальным объектам городских округов и ряду объектов государственной собственности, заказчик которых ТУАД. В 2017 году шли работы на 60 объектах, 55 из них сданы в эксплуатацию, пять перешли на следующий год. Ликвидировано 33 места концентрации ДТП. Вместе с тем есть серьезные замечания. Например, по Искитиму и Бердску.
— Некоторые районы встречаются во всех разделах отчета, в частности Новосибирский: и бесхозные дороги, и невзимание положенной неустойки, в результате чего в бюджет района не поступило 19 миллионов рублей, — подчеркнул заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Сергей Титков. — В этом году на финансирование дорожных работ в пределах агломерации поступило 2 миллиарда 400 миллионов рублей, и большая доля этих денег была использована как раз в Новосибирском районе.
Депутаты предложили рассмотреть ситуацию и некоторые другие вопросы более детально за круглым столом.
Председатель комитета Фёдор Николаев заявил, что в муниципалитетах не хватает квалифицированных специалистов-дорожников. Из-за этой многолетней проблемы в районах необоснованно продлевают сроки договоров подряда, допускают уменьшение толщины дорожного покрытия, не контролируют качество проведения работ.
— Мы давно говорим о том, что полномочия по заключению договоров и контролю за их исполнением необходимо передать на уровень районов. Иначе все так и будет продолжаться: региональный дорожный фонд софинансирует в размере полутора-двух миллиардов дорожные работы в муниципальных образованиях, а качества как не было, так и не нет, — подытожил депутат.
Врио министра транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский заверил, что обучающие мероприятия для дорожников будут проводиться и впредь: очередные курсы повышения квалификации запланированы на февраль-март. Обучение и подбор кадров на уровне районов поможет улучшить ситуацию.
Депутаты напомнили о необходимости вести черный список недобросовестных подрядчиков. Ведь, если такого реестра не сформировать, ненадежные компании будут выходить на рынок снова и снова. Лояльность к исполнителям, отрабатывающим контракт спустя рукава, выходит боком.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Красной нитью в отчете КСП проходит качественная реализация государственных программ, в том числе софинансирование муниципальных образований. Они «отличились» больше всех с точки зрения правильности заключения госконтрактов, их безосновательного продления. Это коснулось и программы «Безопасные и качественные дороги», хотя в целом регион сегодня находится в числе лидеров по ее реализации. Есть предложение передать муниципальным районам полномочия по размещению госконтрактов и контрольных функций в рамках исполнения муниципальными образованиями программы дорожного строительного сезона. Мы будем на этом настаивать.