USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Всё для счастья

Анжелина ДЕРЯБИНА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Юрию Бугакову, председателю ЗАО племзавод «Ирмень», 25 января исполняется 80 лет

Руководитель многоотраслевого хозяйства в Ново­сибирской области — человек-легенда. О нем говорят, что построил коммунизм в отдельно взятом селе.

О тяжелом детстве, о том, как выстояло хозяйство в бесчинствующие 90-е, зачем нужно быть справедливым и почему у нас лучше, чем в Америке, — в откровенном интервью Юрия Бугакова «Советской Сибири» накануне юбилея.

— Юрий Фёдорович, вы руководитель уже много лет. Вы об этом мечтали?

— Так жизнь сложилась. Я думаю, если бы отец был жив, я бы в деревне не оказался. Не знаю где. Безумно болит душа о России. Но сделать ничего не могу. Почти все, что мог, что зависело от меня, я сделал.

Я никогда никому не говорил, что мне чего-то не хватает, что нужны условия, чтобы что-то сделать. Начало 90-х годов было жутким. Производили и сдавали молоко, зерно — а денег никто не отдавал. Кредитов бери сколько хочешь, но под 150–200 процентов. Мы не брали. И устояли только поэтому. Но пережили очень тяжелое время. Я заработную плату платил совершенно мизерную, в то время как дорожникам, строителям платили кратно больше. Началось роптание в хозяйстве. Я объяснял: «Давайте переживем. Те, которые берут кредиты и зарплату задрали, погибнут, их не будет. А мы будем». И поверили люди, выстояли. Все, что было тогда на этой территории, сгинуло — мы одни остались.

— С одной стороны, тяжелое время. А вам приходилось преодолевать косность людей, пьянство?

— Да. Я пришел сюда председателем 25 мая 1972 года. Это был удачный  год, мы получили по 20 центнеров с гектара. Сейчас по 40 получаем и не считаем урожай  слишком  высоким. Тогда же это был подвиг. Здесь был хозрасчет, по итогам года работники получали приличную премию, практически равную годовой зарплате. Так вот, в тот год 140 колхозников ни рубля премиальных не получили из-за нарушения трудовой дисциплины. Моя мать приходила, плакала: «Что ты натворил? На улицу выйти невозможно — тебя все проклинают». Меня вызвали на бюро райкома партии: «Ты что делаешь? Ты разгонишь колхоз!» Я сказал: «Пьяной толпой не могу управлять. Если дадите возможность, сделаю все, чтобы и дисциплина была, и хозяйство работало стабильно». Сейчас я уже не помню, в каком году у нас нарушали дисциплину. Но на это потребовались многие годы. Я всегда придерживался кредо: требовательное отношение к подчиненным и сверхуважительное к людям. Я могу в гневе очень многого наговорить, но слышал, что на меня обижаются, пока «в кабинете». Вышли — обиды уже нет. Потому что я не буду ругать просто так. Справедливость — важная категория. Нельзя человека несправедливо обидеть — он обидится на всю жизнь. Если собрался наказать, подумай, стоит ли. А может, не надо?

004-14-03.jpg

В хозяйстве сверхуважительно относятся к людям. Фото из архива Юрия БУГАКОВА

— У вас репутация человека, который не только эффективно  работает, но и заботится о людях…

— Ежегодно мы проводим сход. Я выступаю не только перед колхозниками, но и перед другими жителями Ирмени. Спрашиваю: «Что вам еще надо, что сделать еще?» У нас великолепная школа, детский сад, спорткомплекс, Ледовый дворец. Все построено за наши деньги и на балансе у нас. На эти нужды тратим 200 миллионов в год. Оплачиваем дорогостоящее лечение работникам, когда оно требуется. Если родители детей не работают в хозяйстве, зарабатывают мало, мы этих ребятишек содержим — платим за питание, одеваем, обуваем, дрова к зиме привозим...

— Почему вы это делаете?

— Да тут многого-то не надо, просто совесть иметь. Когда приезжают к нам руководители хозяйств, я всегда говорю: чтобы хозяйство нормально работало, надо хорошо платить людям. Без хорошего специалиста ничего не сделаешь. Мне один директор говорит: «Я что, ему должен больше платить, чем себе?» Я отвечаю: «Если надо для дела, заплати больше, чем себе. Вот когда поднимешь хозяйство, возьми себе сколько захочешь. Но сейчас ты каждый год меняешь машину, а на зарплату твоих людей жить нельзя». А у нас все нормально. Средняя зарплата в хозяйстве — 42 тысячи рублей, у механизаторов — 60. Есть механизаторы, у которых средняя по году 120 тысяч ежемесячно, а в летнее время — 200–300 тысяч рублей.

— В конце 80-х вы побывали в США. Были неожиданные впечатления?

— Нет. Мы жили и живем лучше в десять раз — экономически и во всем другом. Там меня сопровождал американец Дин Францискович от фирмы, с которой мы сотрудничали, получали семя быков голштино-фризской породы для осеменения коров. В свои 53 года Дин жил в старом доме и ездил на машине, за которые платил кредиты банку. Там он не курил и не пил, но, приезжая сюда, делал то и другое. Он просил не рассказывать об этом его жене. «Она боится: если я подорву здоровье, мы снова переселимся в бедный квартал». Увидев наши дома, он сказал, что иметь такой в собственности — его несбыточная мечта.

004-14-04.jpg

Около 20 лет назад в хозяйстве создан особый, ирменский тип крупного рогатого скота. Фото Аркадия УВАРОВА

— Вы когда-нибудь зави­довали?

— Конечно. Белой завистью. Я не хочу, чтобы кто-то меня обошел. Это недостаток, может быть. А может, нет. За все время впереди этого хозяйства в области никого не было. И никогда не будет. Да, делают комплексы, планы грандиозные, но пока одни убытки. А мы прибыль получаем.

— У вас есть враги?

— Упаси бог, нет. Но были. Чтобы выстоять, этому хозяйству непросто пришлось. Попыток прихватить его было очень много. Гадкие люди тоже встречались, не без этого. У меня завистников была туча, и сейчас море. Совсем недавно новому губернатору сказали: «Да что Бугаков — ему сделали это хозяйство». Такие вещи у меня не вызывают никаких эмоций.

— Как вы считаете, что сделало вас тем Бугаковым, которого все знают?

— Вся моя жизнь. Детство, юность, взрослые годы… Детство — это война, послевоенные годы. Отца забрали на фронт 26 июня 1941 года. Мне было три года. Он вернулся с фронта на костылях в 1944 году. У него постоянно открывались раны, из ран вываливались клочки шинели. Наверное, наспех зашивали. В 1951 году отец умер. Он был добрейшей души. А моя бабушка, его мать, просто потрясающей доброты женщина, таких больше не встречал. Она была якутка. По отцовской линии вся родня с Дальнего Востока, дед держал ямщину, владел хорошими конюшнями. А по линии матери предки жили в нашем Ордынском районе, были богатыми. Занимались крестьянством — сеяли хлеб, держали скот.

— Как выживали после войны?

— В моем представлении послевоенные годы были тяжелее, чем военные. Голодные, холодные. Жили мы в Новосибирске, на улице Кавалерийской. Осталась часть этой улицы, и дом деда сохранился. Нас, детей, четверо, а тут еще мать заболела, не могла работать. Я был старший, пошел в первый класс в 1946 году. Школа на улице Кропоткина находилась через дорогу. Мать сшила тряпочную сумку, в ней я носил карандаш и тетрадку. Чтобы записали в библиотеку, надо было сдать книжку — такое правило. Книжки у меня не было. Я попытался сделать книжку из газет, но мое творение не приняли. Потом у меня появился задачник. Все задачи я выучил наизусть, мне было интересно читать даже задачник.

В то время я на всю жизнь влюбился в голубей. На нашей улице жил Кудрявцев Михаил, у него была голубятня. В выходные в его дворе толклись ребята. Но сам я завести птиц не мог. Голубятники почему-то считались жуликами и ворами. Мне категорически запретили держать голубей. Я пытался, прятал, но матушка была очень строгая. И правильно. Если бы не ее строгость, не знаю, что бы с нами произошло, ведь росли сами по себе. Но потом, будучи самостоятельным человеком, я завел голубей, держу до сих пор. Каждый человек должен быть чем-то увлечен.

— Как вы, городской парень, связали свою жизнь с деревней?

— Когда мне было 15 лет, мы вместе с родителями отца переехали в Ордынку: невыносимо стало содержать семью в городе. Жили у родственников и строили жилье. До сих пор стоят эти дома — наш и деда. Приезжая в Ордынку, останавливаюсь на улице Ермака. Когда вижу наш бывший кров, испытываю щемящее чувство. Достался он безумно тяжело, там прошла молодость, из него ушел в армию…

— Когда вы встретили свою будущую жену?

— Как из армии вернулся. Пришел домой 5 ноября, а 10 ноября отправился вставать на военный учет. Впереди шла молодая дивчина, несла сумки. Я предложил помочь. Так узнал, где живет. Она мне понравилась. Договорились, что вечером зайду, пойдем на танцы. А у моего брата была невеста, он только о ней и говорил, какая она прекрасная. Вечером мы отправились за его невестой. Пришли почему-то к дому той девушки, которой я сумку нес. «Сколько же их тут?» — думаю. Заходим. Брат знакомит меня… с моей незнакомкой. Пошли на танцы, а после я говорю брату: «Саш, ты иди». Он ушел, а я остался. Оказалось, она меня заочно хорошо знала: брат только обо мне и говорил! Не обиделся ли он? Нет. Мы не поссорились, он потом тоже удачно женился.

004-14-02.jpg

Юрий Бугаков: «Я безумно люблю свою семью — для меня это всё». Фото из архива Юрия БУГАКОВА

— Говорят, у успешного мужчины обязательно есть хорошая жена. Согласны?

— Естественно. Но главное, чтобы она не мешала жить и работать. Помогать? Не надо. Пусть воспитывает ребятишек. Есть женщины, которые правят всем — хозяйством, домом и… мужиком. Это ненормально. Моя жена никогда не лезла в мои дела. Поэтому и прожили столько лет. Я не ангел, я вообще человек тяжелый. Но ни разу в жизни при женщине, ребенке не сказал матом, пальцем не тронул. Этого не нужно, чтобы был порядок.

— Есть ли у вас сожаление о чем-нибудь?

— Нет. Я думал над этим. За все 46 лет, что я председательствую, мы ни разу не сделали то, что не надо было, о чем бы я пожалел. Наверное, я счастливый человек. Безумно люблю своих детей, внуков, правнуков — для меня это все. И чтобы хозяйство процветало и люди жили хорошо. Что еще нужно для счастья?

За верность призванию
Уважаемый Юрий Фёдорович!
Примите самые искренние поздравления и наилучшие пожелания с днем рождения!
Высоко ценю Ваши замечательные человеческие качества. Вы многого добились благодаря своей настойчивости, упорному труду, умению располагать к себе людей, творческому подходу к решению вопросов.
Под Вашим руководством на производстве успешно применяются новые методы организации труда, эффективные технологии в растениеводстве и животноводстве, уделяется особое внимание благополучию людей, развивается социальная сфера. ЗАО племзавод «Ирмень» входит в число лучших хозяйств России.
Благодарю Вас за многолетнюю верность призванию, неустанный плодотворный труд и весомый вклад в развитие агропромышленного комплекса области, эффективное решение проблем обустройства села.
В этот знаменательный день от всего сердца желаю Вам неиссякаемой энергии, целе­устремленности и оптимизма, внутренней гармонии, любви, уютной атмосферы в доме. Пусть всегда рядом с Вами будут верные друзья, понимающие и разделяющие идеи коллеги, любящие родные и близкие люди!
Желаю крепкого здоровья, бодрости духа, успешной реализации Ваших планов, новых трудовых достижений, стабильности, благополучия и всего самого доброго!
Счастья Вам, крепкого здоровья, семейного благополучия!
Временно исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Новосибирской области В. А. ПРОНЬКИН

Уникальный человек
С Юрием Фёдоровичем мы сотрудничаем десять лет, поставляем генетические материалы из Канады. ЗАО племзавод «Ирмень» — одно из лучших предприятий не только на территории Новосибирской области, но и всей России.
Ирменская продукция неизменно пользуется огромным спросом, потому что потребители понимают, с какой строгостью в хозяйстве подходят к соблюдению требований стандартов качества. Ничего лишнего, все исключительно натуральное. «Ирмень» — хозяйство высокой культуры. На ферме идеальные порядок и чистота, все в цветах, фонтанах, созданы прекрасные условия для сотрудников.
Юрий Фёдорович — уникальный человек. Он смотрит широко и видит намного дальше, чем другие.
Хочется пожелать ему не терять темпа и уровня, пусть любые вершины всегда покоряются ему, как сейчас.
Главный зоотехник-селекционер ООО «Симекс-Раша» Лариса КОВАЛЬ

Ирменский маяк
Даже когда мы с Юрием Фёдоровичем еще не были знакомы, я интересовался, как работает «Ирмень». Для нас это хозяйство являлось маяком: по их примеру мы внедряли переработку молока, применяли холодный метод содержания телят.
В день юбилея хочется пожелать Юрию Фёдоровичу прежде всего здоровья, чтобы он работал еще долгие годы, добивался высоких результатов, служил примером для хозяйств не только Новосибирской области, но и всей России.
Председатель колхоза «Урал» Свердловской области Валерий НИКИФОРОВ

Пусть ваш труд приносит радость
Уважаемый Юрий Фёдорович!
От коллектива тракторостроителей и от меня лично примите самые искренние и теплые поздравления по случаю дня рождения. Мы высоко ценим сложившиеся между нами партнерские отношения и верим в дальнейшее их развитие и сотрудничество.
Земля во все времена была главным источником богатства, а люди, работающие на ней, пользовались всеобщим уважением. Ваш ежедневный труд всегда требует ответственности, постоянной самоотдачи, стойкости и терпения, хозяйственного отношения к земле, животным, технике.
Сельское хозяйство — это та сфера жизни, где только истинная любовь к своей земле помогает преодолеть все невзгоды и достигать самых высоких результатов.
Пусть Ваш нелегкий труд всегда приносит Вам радость, пусть поля радуют хорошим урожаем, а в семье царят согласие и мир.
Крепкого Вам здоровья, Юрий Фёдорович, счастья и благополучия!
С уважением, директор АО «Петербургский тракторный завод» С. А. СЕРЕБРЯКОВ