Одарённое будущее цифровой экономики
Педагогическое сообщество региона видит будущее образования в развитии человеческого капитала
В нынешнем году в Новосибирской области будут строить новые школы, создавать дополнительные места в ясельных группах. Кроме того, создадут специальные профильные классы при новосибирских вузах (проект «Новосибирский предуниверсариум»).
Можно сказать, что минувший год выдался для региональной системы образования достаточно удачным и богатым на события. По словам временно исполняющего обязанности министра образования, науки и инновационной политики Сергея Федорчука, удалось обеспечить выполнение майских указов Президента РФ Владимира Путина. Так, средняя заработная плата учителей достигла уровня 108,1 процента от среднего уровня по региону. Выросли зарплаты и у воспитателей детских садов, а также у педагогов дополнительного образования.
Кроме того, за последние три года в регионе было построено и реконструировано семь школ и 32 детских сада. Так, в 2017 году начал работать детсад на 220 мест в поселке Ложок Новосибирского района, завершается строительство детского сада в Северном районе, в Новосибирске появилось три новых школы. Был проведен ремонт в 43 учреждениях среднего профессионального образования.
— Несколько слов об организации питания. В 2017 году охват горячим питанием школьников составил 93 процента. В начальной школе этот показатель еще выше — 98,6. Растет число учащихся, которые получают двухразовое горячее питание, — рассказал Сергей Федорчук. — Для подвоза в школы детей из сельской местности с 2015 по 2017 год за счет областного бюджета приобретено 155 автобусов.
Сергей Федорчук напомнил, что для привлечения молодых учителей в школы предусмотрены единовременное пособие при приеме на работу, единовременная денежная выплата выпускникам НГПУ, прибывшим на работу по целевой контрактной подготовке, ежемесячная надбавка молодым специалистам к заработной плате в размере 25 процентов от оклада и другие меры поддержки. В регионе ведется большая работа по повышению квалификации и переподготовке педагогов. И результаты такого подхода налицо:10 школ Новосибирской области вошли в топ-500 лучших школ страны, в результате регион занял восьмое место в России. Это самый высокий показатель среди регионов Сибири.
— На Петербургском международном экономическом форуме Президент России Владимир Путин отметил, что цифровая экономика является основой, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства и изменяет формат образования, — подчеркнул глава регионального министерства образования. — Говоря о приоритетных задачах на будущий год, я хотел бы особо отметить создание новых мест в общеобразовательных учреждениях. В 2018 году запланировано строительство пяти объектов образования: школы в городе Оби и трех школ в Новосибирске, а также реконструкция здания школы № 3 в Черепаново.
В этом году предстоит создать новые места в ясельных группах. Если очередь в садики для детей старше трех лет удалось практически ликвидировать, то про лист ожидания для малышей этого не скажешь.
Особое внимание будет уделено работе с одаренными детьми. В новом учебном году областное министерство образования планирует создать региональный межведомственный центр поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей «Таланты Сибири». Его цель — выработка региональной стратегии развития детской одаренности по всем направлениям, от кружковой работы до профильного летнего отдыха. Проект «Региональный фестиваль «Школа. Творчество. Успех» направлен на создание условий для развития социальной и творческой активности молодежи. Внедрение новых форматов государственно-общественного управления и обсуждение социально значимых инициатив предполагается в рамках проекта «Школьный референдум. Школа — территория выбора».
— Хочу рассказать о еще одном нашем проекте, который, пожалуй, можно назвать прорывным. Я имею в виду проект «Новосибирский предуниверсариум» для развития профильных классов при вузах, — сказал Сергей Федорчук. — Уверен, что открытие предуниверсариумов сделает профессиональное самоопределение более эффективным. Прошу совет ректоров активно включиться в эту работу.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей НЕЛЮБОВ, временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Новосибирской области:
— Сегодня система образования региона не просто существует в штатном режиме, но и активно развивается. Говоря о дне завтрашнем, хочу отметить, что главным приоритетом для нас является развитие человеческого капитала. Оно предполагает инвестиции в образование, науку, инновации, что в конечном итоге даст положительный эффект для развития региона в целом. В 2018 году перед нами стоит задача продолжить работу по реализации майских указов Президента России Владимира Путина, особенно в части зарплат работников образования, в том числе дополнительного. Кроме того, предстоит создать новые места в образовательных учреждениях: в регионе планируется строительство пяти школ. Деньги на эти цели есть, нам предстоит их эффективно освоить. Также необходимо будет создать новые места в детских дошкольных учреждениях, чтобы обеспечить местами всех детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. Задача сложная, но выполнимая.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней общеобразовательной школы в поселке Маяк (Искитимский район), лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года — 2017»:
— Мы живем в такое время, когда на первый план выходит личность учителя, с правом выбора методик, подходов и технологий обучения. И, пожалуй, самое сложное в работе педагога — необходимость соответствовать требованиям времени. Этого можно добиться путем индивидуального развития через участие в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах. В Новосибирской области созданы для этого все условия. Развитие высоких технологий позволяет педагогам из глубинки постоянно повышать свою квалификацию. В последние годы открываются губернаторские классы, ведется большая работа по профессиональной ориентации учащихся, в школах появляется современное оборудование, вводятся новые предметы. Чтобы идти в ногу со временем, педагоги постоянно участвуют в различных научных и научно-методических мероприятиях. Эти встречи не только обогащают учителей новыми знаниями, но и дают возможность обменяться опытом, что само по себе очень ценно.
Наталья БАГРОВА, ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств:
— Выявление талантливой молодежи стало частью комплексной работы, направленной на развитие человеческого капитала. Этот аспект образовательной деятельности не раз отмечал Президент Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию и других выступлениях. В Новосибирской области стратегический приоритет развития человеческого капитала опирается на мощный ресурс научно-образовательного комплекса. Характерной особенностью образовательной системы региона является широкий отраслевой спектр и многоуровневая структура. Так, на базе нашего университета был создан центр дополнительного образования. Самому младшему обучающемуся 7 лет, а самому старшему — 82 года. В предуниверсариуме проходят подготовку более 500 детей. С 10 лет ребята выбирают себе специализацию, а в старших классах программа обучения включает в себя элементы вузовской программы. Предусмотрена заочная и дистанционная система обучения. Кроме того, при НГУАДИ действуют специальные группы для людей с ограниченными возможностями здоровья и пенсионеров.
Руслан ВЛАСОВ, генеральный директор АО «СИБЭКО»:
— От работодателей порой приходится слышать, что современные выпускники вузов и колледжей не готовы работать на производстве. На мой взгляд, это не так. Всегда хочется задать вопрос этим работодателям: а что вы сделали для подготовки будущих специалистов? Наша компания активно сотрудничает с НГТУ, НГАСУ, химико-технологическим колледжем и другими учреждениями среднего профессионального образования. Мы проводим дни открытых дверей, экскурсии, наши эксперты участвуют в разработке учебных программ, летом студенты вузов и колледжей проходят практику на наших предприятиях. Развивается институт наставничества. Специалисты в сфере энергетики повышают квалификацию в нашем энергоцентре. Кроме того, мы организуем стажировки для преподавателей вузов и колледжей. По нашему мнению, сегодня основная задача работодателей — создать условия для адаптации молодых специалистов на предприятиях. Такую работу мы тоже ведем.